Скоро по старому стилю 14–е марта, весенний день и день твоего рождения…1
Ну, поздравляю тебя, друг дорогой! Радуюсь, что ты в добром здоровье, по-прежнему молод, полон бодрых юных дум, планов. То тут, то там слышишь от старых товарищей: «Это Алексей Максимович надумал», «Это по мысли Алексея Максимовича организовано», «Это Алексей Максимович затеял»… Чудесно это! И впредь желаю тебе того же неугомонного, созидательного духа.
Сейчас в Москве грязно, как всегда весной, погода стоит самая неровная, то жарко пригреет солнышко, то вдруг подует совсем морозный ветер, отчего множество простуд и всяких болезней. Ну, и не очень сытно, конечно, это тоже особой силе сопротивления всяким заболеваниям не способствует. Об этом обо всем, впрочем, тебе, должно быть, подробно расскажет поехавшая к вам Екатерина Павловна.
Была в Художественном театре. Как всегда, когда бываю у них, очень волновалась, ведь мне там каждая половица скрипом своим напоминает про что-нибудь… Видела «Отелло»2, играл Леонидов. Один акт он провел изумительно — когда в нем зарождается ревность и он, большой и сильный, но простой и добродушный, бессильно борется против этого чувства, полный любви и нежности к Дездемоне. Но как-то, по правде сказать, староват он для Отелло. Публика была самая, что называется, изысканная. Много хлопали и послали телеграмму Станиславскому.
Если помнишь, Дездемона была моей последней ролью3. До сих пор все слова наизусть помню. Может быть, только поэтому мне казалось, что Дездемона — Тарасова очень слаба и не то играет.
… Понемногу дня мне все меньше хватает, что-то дальше будет. Очень уж интересно все, и так хочется побольше сделать. Времени все меньше остается, а того, что надо бы успеть, — все больше.
На днях напишу тебе о юнцах. Интересный народ.
До свиданья, Алеша родной! Будь здоров. Кланяйся всем, Наде и Максу особенно. Крепко обнимаю.
Твоя М. А.
23/III 30
- Письмо послано вскоре после возвращения Андреевой из Берлина в Москву. Решением коллегии Народного комиссариата внешней и внутренней торговли (протокол № 126 от 7 декабря 1929 г.) она была назначена заместителем председателя правления «Кустэкспорт». В аттестате, выданном ей торговым представительством СССР в Германии, говорится, что Андреева заведовала с апреля 1921 по 28 февраля 1930 г. художественно-промышленным отделом торгпредства и откомандирована в СССР 1 марта 1930 г. (Архив МВТ, оп. 5800, ед. хр. 2181). ↩
- Видела «Отелло»… — Премьера спектакля «Отелло» состоялась в МХАТ 14 марта 1930 г. (план постановки К. С. Станиславского, режиссер И. Я. Судаков). ↩
- … Дездемона была моей последней ролью. — Андреева напоминает о последней роли, сыгранной ею в январе 1920 г. в Большом драматическом театре. ↩