Дорогой Константин Сергеевич! Прежде всего — здравствуйте!
От всего сердца шлю Вам самый душевный, любящий привет. Затем — частенько, поглядывая на Ваш портрет, с тревогой думаю о том, как-то Вы переносите бурные события, которыми так полна жизнь, и очень хотелось бы, хоть в двух строках, получить весточку от Вас о Вас, о Марии Петровне и всех, кто близок Вам. Может быть, соберетесь сделать это как-нибудь? Буду ужасно, ужасно рада.
А в–третьих, обращаюсь к Вам с большой просьбой: ко мне явились рабочие Русско-Балтийского судостроительного завода в Ревеле и просили помочь им организовать театральное дело. Они предлагают: гарантировать проезд в Ревель (из Москвы или Петрограда — безразлично), то есть получить разрешение, билеты и все прочее (проезд туда и обратно за их счет), помещение в Ревеле, берут на себя заботу о продовольствии, утверждают, что сейчас в Ревеле совершенно безопасно от немцев, труппу хотели бы иметь, включая режиссера, пом. режиссера и суфлера, в 25 человек, считая гонорар от 300 до 500 р. в месяц на каждого, аванс могут выслать на Ваше имя или кого им укажут. Театр на 1000 человек зрителей, валовой расход в месяц на аренду, освещение и отопление 2000 р. Это бывший немецкий театр, говорят, очень хороший, в хорошем виде, с запасом недурных декораций, бутафории и прочего инвентаря. Сейчас он находится в ведении Просветительного общества «Заря» при Русско-Балтийском заводе.
Не найдете ли Вы возможным и желательным отправить туда отделенную студию Художественного театра? Мне казалось бы это в высокой степени желательным, так как рабочие имели бы хороший театр с хорошими актерами, а актеры — чудесную аудиторию, заработок и все прочее.
Телеграфируйте мне, пожалуйста, срочно — Петроград, Кронверкский просп. 23, кв. 10, Ваше мнение и согласны ли будут студийцы принять такое предложение, ибо, если Вы откажетесь, буду искать других способов; но грустно это будет чрезвычайно. Рабочих там до 50 000 и жителей свыше 100 000, сейчас же там играют плохие любители всякую дрянь.
Если Вам интересно, что я сейчас делаю, — с головой ушла в работу по Народному дому бывш. Николая II1, если захотите — написала бы подробно, как именно.
Жму крепко руку. Всем — привет.
Ваша Мария Андреева
18/IX 917
… с головой ушла в работу по Народному дому… — После февральской революции 1917 г. Андреева стала председателем художественно-просветительного отдела Петроградской городской думы по управлению городскими Народными домами. В частности, она занялась реорганизацией упоминаемого Народного дома, пересмотром репертуара с целью исключения из него урапатриотических и пошлых пьес. Сохранилось любопытное свидетельство о ее работе: «Еще летом 1917 года Народный дом перешел в ведение городской думы, где была сильна большевистская фракция, представителем которой к нам была направлена М. Ф. Андреева… по совету М. Ф. Андреевой — летом 1917 года возникло намерение заказать и поставить в предстоящем сезоне сатирическое обозрение о врагах революции, о капиталистах, о текущем политическом моменте… И вот в самом начале сезона, осенью 1917 года, М. Ф. Андреева сообщила, что имеется в виду подходящий автор, молодой поэт [В. В. Маяковский], который согласился написать текст такого политического обозрения. Автор этот, как было подчеркнуто М. Ф. Андреевой, между прочим весьма интересуется феериями, феерическим жанром, различными волшебствами и иллюзиями в театре» («Русские народные гулянья. По рассказам А. Я. Алексеева-Яковлева в записи и обработке Евг. Кузнецова», Л.–М., 1948, стр. 160, 161). Как рассказывает далее Алексеев-Яковлев, схема действия обозрения, задуманного Маяковским, вылилась в окончательной редакции в «Мистерию-буфф», которая «была поставлена в первую годовщину Октябрьской революции на сцене театра Консерватории, где, как известно, прошла весьма слабо» (там же, стр. 163).
Была ли послана студия МХТ в Ревель, установить не удалось.
↩