Исследования > Феномен >

Искры свободы

Знаменательной страницей в жизни М. Ф. Андреевой было участие в распространении ленинской газеты «Искра».

Эта первая нелегальная русская марксистская газета сыграла выдающуюся роль в борьбе за создание Коммунистической партии — партии нового типа, партии социальной революции и диктатуры пролетариата. Организатором ее и непосредственным идейным руководителем являлся В. И. Ленин. Первый номер газеты был напечатан в Лейпциге, последующие номера — в Мюнхене. Не было таких вопросов, связанных с содержанием и изданием «Искры», в которые бы не вникал Владимир Ильич. И, конечно, он чрезвычайно заботился о нелегальной транспортировке экземпляров «Искры» в Россию и об их распространении там.

Через границы России газета шла разными путями. Ее экземпляры посылались через Лондон, Женеву, Стокгольм. В поездах и на пароходах надежные люди перевозили «Искру» в чемоданах с двойным дном, в баулах, шляпных коробках, в переплетах книг и другими способами. Чтобы газету было удобнее паковать и перевозить, ее печатали на тонкой, прочной бумаге.

По инициативе Владимира Ильича в России была создана и развертывала деятельность организация, объединявшая работу всех искровских групп. Члены ее заботились о том, чтобы экземпляры «Искры» нелегально перепечатывались в России, обеспечивали редакцию корреспонденциями, материалами, средствами, держали В. И. Ленина в курсе всех революционных событий в стране.

Агенты «Искры» бесстрашно и самоотверженно вели труднейшую и невероятно рискованную революционную работу, связанную с распространением ленинской «Искры». Действовали они в разных губерниях и городах России: в Петербурге — Е. Д. Стасова, в Москве — Н. Э. Бауман, в Самаре — Г. М. и 3. П. Кржижановские, М. И. Ульянова, на Украине — Ф. В. Ленгник, в Ростове — С. И. Гусев, в Пскове — П. Н. Лепешинский и Л. Н. Радченко, в Одессе — Р. С. Землячка, в Астрахани — Л. М. Книпович, в Ревеле — М. И. Калинин, в Закавказье — В. 3. Кецховели и другие.

В переписке с агентами и корреспондентами «Искры» В. И. Ленин неоднократно просил сообщать ему «чистые адреса». Это означало, что необходимо указывать адреса врачей, артистов и других интеллигентов, квартиры которых были вне подозрений полиции и жандармов. Когда агент «Искры» в Москве Н. Э. Бауман, знавший передовые политические взгляды Андреевой, спросил ее, не предоставит ли она своей квартиры для хранения экземпляров газеты и не сможет ли принять личное участие в их распространении, Мария Федоровна без колебаний ответила:

— Согласна!

В Москве местами, которые использовались для хранения «Искры», были и квартиры артистов Художественного театра М. Ф. Андреевой, В. И. Качалова, Н. И. Комаровской, В. П. Веригиной. В Петербурге — служебный кабинет В. В. Стасова, квартира сестры М. Ф. Андреевой Е. Ф. Крит, сестры Н. Е. Буренина Веры Евгеньевны. В Ялте среди тринадцати «чистых» адресов был дом доктора С. Я. Елпатьевского — друга А. П. Чехова и А. М. Горького.

М. Ф. Андреева в то время еще не была членом РСДРП, но социал–демократы с полным доверием давали ей свои поручения — доставлять экземпляры «Искры» по нелегальным адресам.

Молодая артистка Московского Художественного театра Надежда Комаровская дружила с М. Ф. Андреевой, бывала у нее дома. Однажды Комаровская пришла в театр расстроенной. Мария Федоровна заметила это:

— Что случилось?

— Живу в квартире с братом — студентом. Вчера полицейские нагрянули к нам с обыском.

— Нашли что–нибудь? — с тревогой спросила Андреева.

— Перерыли все. Взяли некоторые книги и газеты. Но ничего предосудительного не обнаружили.

— А оно было?

— Да!

Надежда Комаровская рассказала Марии Федоровне, что после ухода полицейских она убирала квартиру и обнаружила в стене тайник с экземплярами газеты «Искра»: их хранил ее брат.

Андреева спросила девушку:

— Читала сама эту газету?

— Да.

— Знаешь, кто ее издает?

— Знаю, Ленин!

— Газета правдивая. Читай ее чаще, — советовала Мария Федоровна. — Она на многие события в России откроет тебе глаза.

Каждый номер «Искры» был для М. Ф. Андреевой лучом света в душной тьме российской действительности. Люди, которые в то время знали Марию Федоровну и которым она доверяла, вспоминали, с каким восхищением, с какой страстью и необычайной заинтересованностью рассказывала она о многих публикациях «Искры». Эта ленинская газета сыграла огромную роль в формировании политических взглядов М. Ф. Андреевой, «Искра» озарила ее дальнейший путь в партию российского рабочего класса.

Большой интерес к газете «Искра» проявлял А. М. Горький. Он хорошо знал марксистскую литературу, глубоко изучал работы В. И. Ленина и Г. В. Плеханова. Агент «Искры» Е. В. Замысловский вспоминал, что А. М. Горький, прочитав книгу В. И. Ленина «Развитие капитализма в России», очень высоко отозвался о ней. С открытой симпатией говорил Горький о ленинской газете. Агент «Искры» В. Ф. Кожевникова вспоминала, что Алексей Максимович считал эту газету единственным талантливым, интересным и заслуживающим уважения органом. «Подлинную революционность, — писал впоследствии А. М. Горький, — я почувствовал именно в большевиках, в статьях Ленина, в речах и работе интеллигентов, которые шли за ним. К ним я и примазался еще в 1903 году».

В 1902 году Горький взял на себя обязательство ежегодно из своих гонораров направлять редакции «Искры» и Московскому комитету РСДРП пять тысяч рублей.

Революционные взгляды А. М. Горького выразились в его творчестве. Многие свои произведения писатель посвятил пролетариату, как решающей силе социального преобразования общества. «Песня о Соколе», «Песня о Буревестнике» и другие произведения Горького открыто звали к революции, к свержению самодержавия.

— Буря! Скоро грянет буря! — раздался его голос на всю Россию.

«Мы стоим накануне баррикад», — писал в то же время В. И. Ленин.

Мария Федоровна читала в «Искре» статьи о рабочем движении в разных городах России. Именно из «Искры» узнавала она о том, что в Петербурге, Харькове, Киеве, Ростове, Екатеринославе прошли мощные демонстрации пролетариев под лозунгом «Долой самодержавие!».

В ряде городов вспыхивали забастовки и стачки. На борьбу с царизмом решительно поднималось трудовое крестьянство. Российский рабочий класс смелее выходил на арену политической борьбы против гнета самодержавия и капитала. В союзе с трудовым крестьянством пролетариат России становился великой и грозной для царских властей силой.

И был понятен вывод «Искры»: нужна подлинно марксистская партия, крепкая, организованная, неразрывно связанная с рабочим движением. Без такой партии российский пролетариат не сможет осуществить свою великую историческую миссию — освободить себя и весь трудовой народ от политического, экономического и духовного гнета царизма и буржуазии.

Многие события в России вызывали протест передовых людей. В феврале 1901 года «Церковные ведомости» опубликовали постановление Синода, в котором сообщалось, что «богохульник, безбожник, враг царя и престола» Лев Толстой отлучен от церкви, так как «дерзко восстал на господа и на Христа его и на святое его достояние». Во время богослужений с папертей неслись проклятия в адрес великого русского писателя.

Передовые люди России были потрясены чудовищной расправой мракобесов с лучшим писателем земли русской — Львом Николаевичем Толстым.

Мария Федоровна получила из Москвы письмо (в то время она была на гастролях в Петербурге) от своего друга, видного адвоката. В конверт была вложена копия послания жены Л. Н. Толстого Софьи Андреевны митрополиту петербургскому Антонию, в котором Антония и его подручных она называла «духовными палачами».

Прочитав это послание, Мария Федоровна направила письмо С. А. Толстой, в котором выразила свою беспредельную любовь к писателю: «Пишу я, и так мелко, ничтожно все, что я говорю по сравнению с тем, что чувствуется, но мне так хочется хоть как–нибудь выразить Вам все то горячее искреннее огорчение и боль, которая у меня сейчас в душе».

Мария Федоровна просила жену писателя передать Льву Николаевичу низкий поклон и сердечное приветствие.

М. Ф. Андреева с особым уважением относилась к Антону Павловичу Чехову, всегда интересовалась его здоровьем и творчеством. Антон Павлович отвечал взаимностью. Когда он лечился в Ницце, на сцене МХТ шел спектакль по его пьесе «Три сестры», М. Ф. Андреева исполняла роль Ирины. Сестра Чехова Мария Павловна сообщала писателю: «…Играют почти все хорошо… Желябужская славненькая, молоденькая Ирина, очень трогательная». Но у самой Марии Федоровны бывали порой некоторые сомнения по поводу того, как она исполняет эту роль. Она решила поделиться ими с самим А. П. Чеховым и отправила ему письмо. Посетовала на то, что в последний приезд в Москву он не пришел потолковать о ее роли в «Трех сестрах». «Мне все казалось, — писала Мария Федоровна Чехову, — что Вы боитесь откровенно поговорить со мной. Ей–богу, я не очень тупая и отлично понимаю и даже очень благодарна бываю, если мне говорят, что вот, мол, то–то и то–то у вас может выйти нехорошо — вы подумайте и поработайте. И вот именно этого–то, короче сказать — простоты в отношениях, у Вас ко мне не было. Правда? Ну, а пусть она будет. Хорошо?

Как же Вы поживаете? Мы усердно трудимся, репетируем и волнуемся «Тремя сестрами». Ах, хорошая пьеса, только и трудная же, господь с нею, страх!»

А. П. Чехов ответил Марии Федоровне:

«Милая Мария Федоровна… Вы пишете, что в последний свой приезд я огорчил Вас, что будто я боялся поговорить с Вами насчет «Трех сестер» и т. д. и т. п. Господи помилуй! Я не боялся откровенно поговорить, я боялся помешать Вам и нарочно старался молчать и, елико возможно, сдерживал себя, чтобы именно не помешать Вашей работе. Если бы я был в Москве, то разве только после десятой репетиции стал бы делать свои замечания, да и то только в мелочах. Мне пишут из Москвы, что Вы превосходны в «Трех сестрах», что играете Вы прямо–таки чудесно, и я рад, очень, очень рад и дай Вам бог здоровья…

Преданный А. Чехов».

Театральную деятельность Мария Федоровна продолжала сочетать с активным участием в революционной работе.

М. Ф. Андреева рассказывала друзьям, о чем писала «Искра», была пропагандистом ленинской газеты. И нет ничего удивительного в том, что беседы на политические темы М. Ф. Андреева вела с некоторыми артистами. Несомненное влияние оказала она, по его собственному признанию, на артиста Московского Художественного театра Василия Ивановича Качалова и на его жену Нину Николаевну Литовцеву. В. И. Качалов к тому времени всего год проработал в театре. Он пришел в него позже других артистов, но уже после первой роли царя Берендея стал известен. Качаловское обаяние и талант почувствовали сразу, он быстро стал одним из ведущих актеров. Зная порядочность Качалова, не опасаясь быть с ним и его женой откровенной, М. Ф. Андреева использовала их квартиру как «чистую» для нелегальных встреч с революционерами. А впоследствии, когда в доме Качаловых скрывался Николай Эрнестович Бауман, обаяние этого профессионального революционера, его партийная убежденность влияли и на семью Качаловых, и на Савву Морозова, и на Надю Комаровскую, в квартиры которых приводила М. Ф. Андреева скрывавшегося от жандармов Баумана. 

от

Автор:


Поделиться статьёй с друзьями:

Для сообщения об ошибке, выделите ее и жмите Ctrl+Enter
Система Orphus

Предыдущая глава:
Следующая глава: