Дорогие, любимые мои Ладыжниковы!1
Мне очень грустно, что не удалось с вами попрощаться перед отъездом. Вы — мои самые любимые старые друзья, и думаю я о вас очень, очень часто, с горячей нежностью.
По возвращении приду к вам и поздороваюсь уж, надеюсь, лично, так как будет лето.
Милый Иван Павлович! Очень прошу Вас — не откажитесь поехать с Алешей в Наугейм: он очень болен и без Вас ему будет плохо, а и Вам там полечиться будет полезно.
Ему очень хочется, чтобы Вы согласились, и я Вас прошу: когда он Вас попросит — поехать с ним!
Пока крепко обнимаю и целую вас обоих и крепко целую Наташу, которую тоже люблю, как свою родную.
Ваша Мария Андреева
12/IV–921
Письмо послано в день отъезда Андреевой из Петрограда за границу для выполнения ответственного поручения. Решением Совета Народных Комиссаров от 26 октября 1920 г. было предложено Нарком-Внешторгу организовать за границей продажу фондов, отобранных для экспорта специальной Экспертной комиссией Петроградского отделения Наркомвнешторга (ЦГАОР, ф. 413, оп. 1, ед. хр. 247). С 31 июля 1919 г. Андреева по совместительству являлась комиссаром этой комиссии, в связи с чем ей была поручена, с ведома В. И. Ленина, реализация антикварных экспортных фондов за границей.
Экспертная комиссия была создана в феврале 1919 г. под председательством Горького. Задачи ее состояли: «в отборе и оценке вещей, имеющих художественное значение, в 33–х национализированных складах Петрограда, бесхозяйственных квартирах, ломбардах и антикварных лавках. Вещи эти отбирались на предмет создания в Советской республике антикварного экспортного фонда» (А. М. Горький, письмо в Совет Народных Комиссаров от 21 октября 1920 г., сб. «В. И. Ленин и А. М. Горький», М., 1958, стр. 153). Помимо этого комиссия выделяла особо ценные предметы искусства для передачи их в государственные музеи.
↩