Наследие > 1918-1944 >

2.(3-е изд.) К назначению М. Ф. Андреевой комиссаром театров Петрограда

Сообщение газеты «Новости сезона»

Во главе петроградских театров в качестве комиссара будет стоять М. Ф. Андреева.

Москвичи хорошо знают эту талантливую, чуткую актрису, выступавшую на сцене Художественного театра, Незлобина и неоднократно в гастрольных спектаклях.

Жена Максима Горького, одна из питомиц школы «буйных сектантов», М. Ф., как художник сцены, как артистка, прекрасно знающая быт театра, его нужды и интересы, проявит и в новом своем амплуа ту же любовь и уважение к искусству, что проходило красной линией в ее сценической деятельности.

Там же в Москве я завербовал на должность будущего управляющего нашим театром А. И. Гришина, с которым был знаком давно, еще с Саратова, и которого знал как очень тароватого и толкового администратора театральных предприятий.

За время моего отсутствия в Петрограде М. Ф. Андреева пригласила Ю. М. Юрьева, для которого работа в таком театре тоже представлялась заманчивой — он хотел работать только в классическом репертуаре. Пригласила она еще и А. Н. Лаврентьева, которого я в бытность свою в Петрограде не мог повидать, так как он был болен.

Труппа нового театра была собрана, а помещения для него еще никакого не было. В Большом Художественном совете, в котором председательствовал А. В. Луначарский, вопрос об организации нового театра был решен, но не было еще решено, какую площадку ему предоставить. И так как тогда против Мариинского театра, в помещении консерватории, существовало другое оперное предприятие — Музыкальная драма, а в то же время на Петроградской стороне пустовал Большой оперный театр Народного дома, то Большой Художественный совет постановил перевести Музыкальную драму в помещение Народного дома, а помещение Музыкальной драмы предоставить для работы нашей труппы, тогда еще называвшейся «особой».

Передача предоставленного нам помещения происходила болезненно. Администрация Музыкальной драмы делала все, чтобы, насколько возможно, оттянуть передачу, отвоевать свое прежнее положение.

За отсутствием помещения первый сбор нашей труппы состоялся в Отделе театров и зрелищ 19 декабря 1918 года.

Труппа состояла из двадцати семи человек.

…Наконец наступила памятная дата — 15 февраля 1919 года, дата премьеры «Дон Карлоса», шедшего для открытия Большого драматического театра. Премьера «Дон Карлоса» имела очень серьезный и крупный успех.

…В скором времени прошла и вторая премьера — «Рваный плащ» в постановке Р. В. Болеславского. Она тоже имела определенный успех.

Болеславскому превосходно удалось создать ощущение настоящей итальянской улицы — кипучей, шумливой, яркой, красочной, наглой и остроумной. Весь спектакль в целом получился необычайно красочный, и очень жаль, что он так скоро сошел с репертуара нашего театра.

…После «Рваного плаща» мы начали работать над «Отелло». Эта работа совпала с наступлением Юденича. В нашей аудитории стали появляться зрители, которые чуть ли не непосредственно после спектакля шли на фронт. Это были незабвенные для нашего театра времена. Почетная функция нашей работы сообщала нам необычайный творческий подъем и заставляла нас иногда преодолевать непреодолимое.

Бывали случаи, что нам не подвезут дров для отопления театра, но мы, не обращая внимания на холод, все-таки играли, зная, что наш зритель идет защищать наше право творить и свободно строить новую жизнь.

Нередко в антрактах в театре организовывались летучие митинги, со сцены выступали ораторы. Подъем аудитории был необычайный.


Сообщение опубликовано в московской газете «Новости сезона» 19—21 сентября 1918 г., стр. 5.

Статья от
Источник:

Автор:


Поделиться статьёй с друзьями:

Для сообщения об ошибке, выделите ее и жмите Ctrl+Enter
Система Orphus