Дорогая Мария Федоровна!1
Спасибо за память и доброе письмецо. Как ни приятно было бы завести с Вами переговоры, но сейчас ничего нельзя предпринимать, так как обстоятельства складываются для театра ужасно, а для Одессы, в частности, ужаснее, чем где бы то ни было.
Было у нас если не блестяще, то сносно, терпимо, а после бомбардировки сборы упали и театр едва дышит. Репертуара нет. Ставим пьесу — повторяем при пустом зале. Город погружен во тьму, нельзя зажигать света даже у подъезда театра, на улицах жутко, ни души, в мыслях думы другие — до развлечений ли здесь? Люди самостоятельные и свободные выехали, торговля замирает — где тут найти зрителей! Ах, как трудно играть, «представлять», как не нужно в данный момент все, что делаем.
Николай [Михайловский] хотел написать Вам, но сам не знает, что будет делать в ближайшем будущем, а я решила написать хоть несколько слов, чтобы объяснить, почему сейчас ничего делать нельзя. Вот, дорогая Мария Федоровна, как живем!
Если Алексей Максимович уже в Киеве, то передайте ему самый горячий привет: скажите, что воспоминание о нем, о его пьесах одно из светлых в нашей жизни, таких, что греет и светит как солнышко. Пожелайте ему от нас здоровья как можно больше.
Крепко-крепко Вас целую и, если останемся живы, авось будут лучшие времена, и мы опять будем вместе.
Ваша Маруся Роксанова.
Николай целует Ваши ручки.
Публикуется по подлиннику, хранящемуся в ЦГАЛИ, ф. 2052, ед. хр. 41. Письмо датируется по времени приезда Горького в Киев (26 октября 1914 г.).
Роксанова (Петровская) Мария Людомировна — актриса, работала вместе с Андреевой в МХТ с 1898 по 1902 г., а также в Риге в сезоне 1904/05 г. Роксанова сообщает о положении в условиях военного времени Одесского драматического театра, антрепренером которого был ее муж Н. П. Михайловский. Он работал вместе с Андреевой в тех же театрах, что и Роксанова.
↩