Наследие > 1913-1917 >

42.(3-е изд.) Не увидим (Статья из газеты «Театр»)

Весною еще разнесся слух, что отшельница с Капри — М. Ф. Андреева возвращается в Россию. Вновь будет выступать на сцене. Москвичи прекрасно знают М. Ф. Андрееву — ее сценическая карьера ароматным цветком распускалась на их глазах.

Москвичи любят М. Ф. Андрееву, как мягкое, ласковое, весеннее солнышко. Очаровательный Лель. Обаятельная, бесконечно милая, несчастная Кэт [«Одинокие» Г. Гауптмана], про которую в свое время писали, что она слишком хороша для этой пьесы, слишком много любви и сочувствия возбуждает в зрителях, что она извратила замысел автора в том смысле, что зритель недоумевал, почему Иоганнес недоволен такой очаровательной женой. Кэт обладала большой притягательной силой для зрительного зала, больше приковывала к себе внимание, чем Анна Мар.

Раутенделейн, Ирина, Нина Заречная… Целый ряд пленительных ролей… Москва всполошилась известием о возвращении любимой.

— В каком театре будет выступать она?

— Ну конечно, в Художественном, — ведь она гастролирует со старыми товарищами в Киеве 1.

— Конечно, в своей alma mater.

— А вдруг К. Н. Незлобии уговорит ее поступить к нему.

Споры разрешились самым неожиданным образом — М. Ф. Андреева подписала [контракт] в легендарный (весной он был еще окутан тайной) Свободный театр.

На ней построят сезон. Как же иначе, думала Москва, когда жадно раскупала билеты первого абонемента. Оперетка «Прекрасная Елена» это так, между прочим, но, имея в труппе очаровательнейшую артистку Москвы, нельзя не ставить пьес для нее. Москва ждала… Ждала первого выхода, чтобы устроить овации отшельнице с Капри, чтобы вновь оживить былые очарования, вновь наслаждаться весенним ароматом.

Но месяцы бежали… «Сорочинскую» сменила «Елена». Носились слухи о «Сестре Беатрисе», «Зыковых», «Фее гор». Терпение истощалось. Железной стопой шло время. И вновь радостная весть облетела Москву: М. Ф. Андреева настояла на постановке для нее «Усмирения строптивой», грозя в противном случае покинуть Свободный театр.

Наконец-то!.. Скептики утверждали, что и эта пьеса не пойдет так же, как и многое другое.

Но верилось, хотелось верить. И вдруг все рухнуло. Постановку отменили. Газетные хроникеры бесстрастно оповестили… «Г-жа Андреева со вчерашнего дня вышла из труппы Свободного театра и оформила договор на будущую зиму с H. Н. Синельниковым».

Так и не увидели мы ее — белую березку, — окутанную весенней дымкой, ласковую и прозрачную. Она едет в Киев. Будет служить там, где впервые выступила после возвращения из-за границы…

Счастливые киевляне.


Одна из статей, появившихся в московской печати (газ. «Театр», 24 января 1914 г.) в связи с тем, что Андреева, состоя в труппе Свободного театра, не была занята в его репертуаре. О ее идейной борьбе против репертуарной линии театра см. письмо Ладыжникову от 4 декабря 1913 г.


  1. О киевских гастролях Андреевой в июне 1913 г. см. здесь раздел: «Письма и документы о легализации М. Ф. Андреевой».
Статья от
Источник:

Автор:


Поделиться статьёй с друзьями:

Для сообщения об ошибке, выделите ее и жмите Ctrl+Enter
Система Orphus