Глубокоуважаемая Мария Федоровна!1
Количество спектаклей с Вашим участием, новых ролей и вообще работы — все это приемлемо в моем деле. Я не особенно спешу с постановками новых пьес. Думаю, что времени для подготовки ролей тоже будет достаточно. Конечно, о времени, которое дается в Художественном театре, — не может быть и речи.
Работа у нас кипит, и мы не превращаемся в чиновников или в говорящую машину. Значит, относительно работы мы столкуемся. Самое же главное — Ваш гонорар. Цифра, которую я могу Вам предложить (сезон 5 месяцев — 6000 р.), — это maximum, что позволяет дать киевское дело. Таких окладов, надо Вам сознаться, никто не может предложить (в провинции). Материальная сторона дела, то есть мой заработок, у меня на втором плане, и я предлагаю самые высокие цифры, лишь бы составить хорошую труппу. Тысячных окладов — не один, а несколько, и, как ни хорош Киев как город, любящий театр, — в конце концов он дает только то, что может. В газетах после моего отъезда появились статьи, в которых говорится о приглашенных мной артистах с громадными окладами. Пожалуйста, не придавайте значения: все это вздор и выдумки, не знаю уж чьи: гг. репортеров или артистов.
Так вот, Мария Федоровна, работать с Вами в одном деле я почту и за большую честь и за большое удовольствие. Киев прекрасный город, где можно хорошо устроиться и приятно жить. Верьте, что предложенная цифра — предел, за который идти невозможно. Если согласны — тотчас же вышлю Вам контракт.
Вы мне напишите о ролях, которые бы Вам желательно было бы сыграть, а я к сезону подготовлю работу, и с 15 августа приступим к репетициям, чего от души желаю.
Искренне уважающий Вас
Н. Синельников.
В текущем сезоне гастроли в Киеве, к глубокому моему сожалению, состояться не могут.
Переписка с Синельниковым печатается впервые, по подлинникам, хранящимся в Архиве А. М. Горького. Письмо Андреевой датируется по сопоставлению с письмом Синельникова к ней. Год обоих писем обозначен по упоминанию предстоящего сезона (1914/15 г.).
Синельников Николай Николаевич — один из крупнейших режиссеров русской провинциальной сцены, народный артист УССР, театральный педагог, антрепренер, известный своей приверженностью реалистическим традициям.
После тщетных попыток повлиять на изменение репертуара Свободного театра Андреева решила уйти на провинциальную сцену и начала переговоры с Синельниковым.
↩