Исследования >

Почему актриса Мария Андреева, ставшая прообразом булгаковской Маргариты, бросила театр?

Её считали роковой женщиной. Она обладала несомненным талантом увлекать мужчин, которые всегда ей поклонялись. Ей прочили блестящую театральную жизнь, но она избрала путь профессиональной революционерки. Возможно, первоначально она просто «играла» в революцию, как играла ведущие роли на сцене Художественного театра. Но постепенно новая жизнь, полная романтики и тайн, полностью её захватила, и для театра уже не осталось ни сил, ни времени.

В 1868 году в семье талантливого режиссера Федора Федорова-Юрковского родилась дочь, названная красивым русским именем Маша. Девочка и сама была удивительно хороша, а когда подросла, превратилась в настоящую красавицу. С детства её окружала театральная жизнь, даже дома все разговоры были только о творчестве, и это не мудрено, когда мать актриса, а отец — главный режиссер знаменитого Александринского театра. Естественно, что Мария выбрала для себя театральную судьбу. Путь до сцены для неё не занял много времени. После гимназии — учеба в драматической школе, а в 18 лет — дебют на театральной сцене в Казани.

Вскоре Мария вышла замуж за страстного театрала — действительного статского советника Андрея Алексеевича Желябужского, который был членом правления Российского театрального общества. Он был старше супруги на 18 лет и занимал высокий пост в железнодорожном ведомстве России. Семейная жизнь складывалась удачно. У супругов родился сын Юрий и дочь Екатерина.

В Тифлисе, куда переехали супруги в связи с новым назначением Андрея Алексеевича, Мария быстро оказалась в центре артистической жизни. Красавицу-актрису, выступавшую под псевдонимом Андреева, публика боготворила. А Мария умудрялась играть не только в драматических постановках, но и в оперных спектаклях, благо, красивый голос позволял это делать.

Но тифлисский триумф был недолгим, муж добился перевода в Москву, и Мария приступила к покорению театральных подмостков первопрестольной. Судьба свела её с Константином Сергеевичем Станиславским, с которым она какое-то время вместе играла в спектаклях. А когда Станиславский и Немирович-Данченко стали создавать Художественный театр, Мария приняла в этом самое деятельное участие. Перед её обаянием не мог устоять ни один чиновник, а меценаты по первому её слову жертвовали немалые деньги. Попал под её влияние и Савва Морозов, у которого с Андреевой (этот псевдоним она оставила за собой на всю жизнь) вскоре разгорелся бурный роман.

В театре, быстро завоевавшем популярность, Мария играла ведущие роли, многие москвичи ходили в Художественный «на Андрееву». Но вскоре в театре появилась еще одна прекрасная актриса — Ольга Книппер, и Станиславский стал отдавать ей роли, на которые претендовала Андреева. Возник конфликт, который Станиславский не смог или не захотел вовремя погасить, а его опрометчивые высказывания о романе Марии с Морозовым, сравнение игры Андреевой и Книппер в пользу последней только «подлили масла в огонь». Мария решила уйти из Художественного театра, отправив на прощание едкое письмо Станиславскому: «Художественный театр перестал быть для меня исключением, мне больно оставаться там, где я так свято и горячо верила, что служу идее... Я не хочу быть брамином и показывать, что служу моему богу в его храме, когда сознаю, что служу идолу и капище только лучше и красивее с виду. Внутри него — пусто».

В этот период Андреева увлеклась революционными идеями, познакомилась и подружилась с Горьким и многими известными революционерами. Её жизнь начала раздваиваться между театром и революционной работой. Поддержанная Горьким и Комиссаржевской, она решила уехать в провинцию и создать новый театр. Идея была вполне реальна, так как Савва Морозов готов был выделить для неё любую сумму. Но в жизни все сложилось иначе. Деньги, которые выделял Морозов, теперь стали идти на подпольную работу, издание листовок и газет, помощь арестованным революционерам. И это несмотря на то, что у Андреевой начался роман с Горьким, который из-за неё расстался с супругой.

Андреева забросила театр, посвятив свою жизнь новому любовнику. Вскоре она уехала с Горьким в Америку, а затем в Италию, на Капри, где их вилла стала приютом для многих находящихся в эмиграции революционеров. Мария близко знакомится с Лениным, который называл её «товарищ Феномен». Большевики старались всячески использовать авторитет Андреевой, поручая ей решать финансовые вопросы. И она их не подводила, изыскивая все новые каналы поступления денег. В кассу большевиков она передала и 100 тысяч рублей, которые ей достались после смерти Саввы Морозова.

Новый период жизни начался для Андреевой после октябрьских событий 1917 года. Назначенная комиссаром театров и зрелищ союза коммун Северной области, куда входил и Петроград, она развила бурную деятельность. Открытие и закрытие театров, продовольственные пайки и жилье для актеров, новые революционные пьесы и т.д. и т.п. На личную жизнь времени практически не оставалось. Хотя она и приезжала временами к Горькому, который в этот период жил под Берлином, но их отношения постепенно становились просто дружескими.

В 1931 году Андрееву назначили директором Дома ученых в Москве. Благодаря её энергии и организаторским способностям Дом ученых быстро завоевал авторитет среди интеллигенции, появилась даже фраза, не нуждающаяся в пояснении: «Сходить к Андреевой». Домом ученых Мария Федоровна руководила до 1948 года (в тот год ей исполнилось 80 лет!), пережив вместе с ним войну и эвакуацию.

Скончалась Мария Федоровна Андреева 8 декабря 1953 года. В конце жизни она написала интереснейшие воспоминания, которые были изданы в 1961 году. Говорят, что именно она стала прообразом булгаковской Маргариты. Вполне возможно, так как Булгаков хорошо знал и Андрееву, и все перипетии её отношений с Горьким.

Она была всю жизнь на виду, но так и осталась до конца неразгаданной. Поистине — «товарищ Феномен».

Эссе из сети от

Публикуется по: shkolazhizni.ru

Автор:


Поделиться статьёй с друзьями:

Для сообщения об ошибке, выделите ее и жмите Ctrl+Enter
Система Orphus

Предыдущая статья: