Примечание сайта: Текст совпадает с первым изданием, за исключением последних абзацев, в которых описывается разница между изданиями.
История русской культуры и общественной жизни знает немало талантливых актеров, выдающихся революционеров, общественных деятелей, ученых, литераторов. К числу замечательных людей нашего века принадлежит и Мария Федоровна Андреева. Среди своих современников она выделялась редкими качествами. В ней естественно сочетались талант актрисы, пламенный темперамент революционера, художественное чутье литератора, гибкий ум и такт дипломата, незаурядный дар организатора.
Старейший член большевистской партии, Мария Федоровна в течение полувека боролась за претворение в жизнь самых передовых идей своего времени. С успехом пройден ею и тридцатилетний путь служения искусству — она была одной из ведущих актрис Художественного театра, одной из его основательниц и одним из первых строителей советского театра. Вдохновенной была ее деятельность на культурном и хозяйственном фронтах в годы становления молодого Советского государства. В последние два десятилетия своей жизни она с присущей ей энергией руководила Московским Домом ученых.
Многие годы Мария Федоровна была женой, другом и соратником Горького. Вместе с ним она активно участвует в первой русской революции, вместе с ним проводит томительные годы в эмиграции, вместе с ним в период гражданской войны борется за сохранение великого культурного наследия...
Сложна и едва ли повторима биография Марии Федоровны. Своеобразие ее жизненного пути нашло яркую образную характеристику в партийной кличке «Феномен», которую дал ей в свое время В. И. Ленин. Широко образованная женщина, видная актриса, Андреева, как передовой представитель художественной интеллигенции, с юности связывает свою судьбу с жизнью народа и самоотверженно служит его интересам.
Подготавливая данный сборник, мы обнаружили в архиве издательства «Academia» интересный документ — план книги, задуманной М. Ф. Андреевой. Она предполагала написать в ней о революционных событиях в России, свидетелем и активным участником которых она была; хотела рассказать о значительных явлениях русского театрального искусства, поделиться с читателями своими воспоминаниями о встречах, работе и дружбе со многими выдающимися людьми эпохи — с руководителями русского и международного рабочего движения, с профессиональными революционерами, учеными, писателями, артистами, художниками, музыкантами и другими деятелями культуры.
К сожалению, Мария Федоровна не успела написать задуманную ею книгу. Но в многочисленных архивах сохранилась ее обширная переписка, стенограммы докладов, записи речей и бесед; сохранились написанные ею воспоминания, статьи, печатавшиеся в газетах и журналах. Это дало возможность подготовить книгу о жизни революционного деятеля, актрисы, глубоко понимавшей высокое назначение искусства, его роль в строительстве нового общества, человека, для которого работа в области искусства и активное участие в революционном преобразовании жизни были неразрывны.
Настоящее издание подготовлено в результате изучения различных фондов многих архивов. Особенно обширно представлены материалы, документы и письма, хранящиеся в Архиве А. М. Горького.
Воспоминания самой Андреевой, ее переписка, статьи и речи составляют в книге четыре раздела, охватывающие отдельные этапы ее жизни и деятельности.
- 1894—1905 годы. — Московское Общество искусства и литературы. Художественный театр. Начало революционной деятельности, участие в первой русской революции.
- 1906—1912 годы. — Время пребывания в эмиграции (США и Капри).
- 1913—1917 годы. — Нелегальное возвращение в Россию. Работа в театрах Москвы и Киева.
- 1918—1951 годы. — Деятельность в советское время. Комиссар театров и зрелищ Петрограда. Актриса Большого драматического театра. Работа в системе Внешторга в России и за границей. Участие в создании советского кинопроизводства. Директор Дома ученых.
В каждый из этих разделов включаются документы, свидетельствующие о ее активном участии в революционном движении.
Специальный раздел составляют воспоминания о М. Ф. Андреевой ее современников: старейших большевиков, режиссеров, актеров, ученых, писателей. Они воссоздают живой облик Марии Федоровны, знакомят читателя с ее жизнью и деятельностью в разные периоды.
Переписка, документы, статьи и речи в первых четырех разделах расположены в хронологической последовательности.
Воспоминания Андреевой даны в соответствии с хронологией воспроизводимых в них событий, вне зависимости от времени написания,
В книгу вошла та часть эпистолярного наследия (переписка с Лениным, Горьким, Красиным, Бонч-Бруевичем, Станиславским, Синельниковым и другими), которая характеризует ее революционную, творческую и общественную деятельность. Иногда письма даются в сокращенном виде во избежание повторов и перегруженности мелкими бытовыми деталями. Каждый раз это оговорено в заголовке словами: «Из письма», а фрагменты текстов начинаются с отточий в начале абзацев. В воспоминаниях и нескольких письмах имеются незначительные пропуски, обозначенные многоточиями, взятыми в прямые скобки.
В книге публикуются и встречные письма. В таких случаях к письму и ответу на него дан объединенный комментарий.
При публикации большого числа писем к одному лицу или от одного лица место их хранения указывается в комментарии к первому письму. Сведения о ряде адресатов и корреспондентов также даны в комментарии к первому письму.
В большинстве случаев воспоминания Андреевой не были озаглавлены ею, так же как отдельные ее выступления и доклады. Составителями даны к ним названия, заключенные в прямые скобки. Составителями даны названия и к документам о революционной деятельности Андреевой.
В конце книги помещен аннотированный указатель имен, где раскрываются встречающиеся в письмах и воспоминаниях имена, инициалы, подпольные партийные клички и даются краткие сведения об упоминаемых лицах. Адресаты и корреспонденты характеризуются в комментариях.
Письма, воспоминания и документы, публикуемые впервые, предоставлены для первого издания следующими архивами: Центральный партийный архив Института марксизма-ленинизма при ЦК КПСС, Архив А. М. Горького при Институте мировой литературы имени А. М. Горького, Музей МХАТ СССР имени М. Горького, Центральный архив литературы и искусства, Центральный Исторический архив в Москве, Центральный архив Октябрьской революции, Архив Музея Революции СССР, Музея Октябрьской социалистической революции Ленинграда, Отдел рукописей библиотеки СССР имени В. И. Ленина, Музей А. М. Горького, Центральный театральный музей имени А. А. Бахрушина, Ленинградский театральный музей, Институт русской литературы (Пушкинский дом) Академии наук СССР, Архив Академии наук СССР (Москва), Архив Министерства внешней торговли СССР, Музей Л. Н. Толстого, Музей М. М. Коцюбинского (Чернигов), Театральный музей Грузинской ССР (Тбилиси), Архив Центрального Исторического музея Латвийской ССР (Рига) и др.
Большую помощь составителям в подготовке настоящего сборника оказали дочь М. Ф. Андеевой — Е. А. Желябужская и соратник Андреевой по революционной борьбе Н. Е. Буренин.
Первое издание книги «М. Ф Андреева» вышло в 1961 году, второе — дополненное новыми материалами из ряда архивов — в 1963 году.
В третье, значительно дополненное и переработанное издание включено большое количество писем и других материалов, не входивших в первые два:
1. Письма М. Ф. Андреевой — А. М. Горькому, М. И. Калинину, А. М. Коллонтай, А, Н. Тихонову (Сереброву), Р. П. Абрамову, М. Л. Сулимовой, Э. Ф. Голлербаху, Н. А. Пешковой, И. П. Шухову и другим.
2. Письма к М. Ф. Андреевой — В. И. Ленина, А. М. Горького, А. А. Блока, А. М. Коллонтай, Л. О. Пастернака, С. Т. Морозова, С. С. Голоушева и других.
3. Воспоминания — А. Л. Желябужского, Н. П. Корна. Н. Н. Накорякова, Г. Д. Степановой и Л. М. Петрейкова.
4. Новые фотографии (В. И. Ленин на Капри, М. Ф. Андреева в США, Риме, Берлине и т. д.).
Внесены также некоторые изменения в композицию сборника. В частности, воспоминания Ф. И. Драбкиной, Н. П. Корна, Н. Ф. Монахова, Г. Д. Степановой и Л. М. Петрейкова включены в первый, второй и четвертый разделы для более полного освещения важных периодов жизни М. Ф. Андреевой. С этой же целью приведено несколько писем А. М. Горького разным лицам. В редких случаях допущено нарушение хронологии в пределах месяца.
Воспоминания А. М. Деборина заменены письмами М. Ф. Андреевой к нему. С сокращениями даны воспоминания Ф. И. Драбкиной, Н. А. Луначарской-Розенель и Н. Ф. Монахова.
Первопечатные материалы первого и второго изданий отмечены в комментариях словами: «Печатается впервые». Материалы, не публиковавшиеся в этих изданиях, впервые включенные в третье издание книги, отмечены в заголовках звездочками.
В настоящем издании не приводятся двойные (авторские и редакторские) датировки писем. В тех случаях, когда в письме отсутствует авторская дата и она не ясна из содержания письма, в комментарии дается ее обоснование.
Новые материалы собраны и прокомментированы С. В. Щириной и Е. Н. Кузнецовым.