Исследования > Феномен >

От издательства

Вначале XX века одной из ведущих актрис Московского Художественного театра была Мария Федоровна Андреева. Ее имя уже тогда называли рядом с именами К. С. Станиславского, В. И. Немировича–Данченко, В. И. Качалова, И. М. Москвина и других выдающихся русских актеров, которые принесли театру общероссийскую и мировую славу.

Но свою судьбу М. Ф. Андреева связывала не только со сценой. В. И. Немирович–Данченко вспоминал: «Большое впечатление за кулисами театра производило поведение Марии Федоровны Андреевой. Едва ли не самая красивая актриса русского театра, жена крупного чиновника, генерала, преданная любительница еще «Кружка Алексеева», занявшая потом первое положение в Художественном театре, она вдруг точно «нашла себя» в кипящем круге революции».

М. Ф. Андреева была единственной русской актрисой, сочетавшей служение искусству с активной общественной деятельностью, ставшей видной деятельницей Коммунистической партии и Советского государства. Еще с середины 1890-х годов она начала изучать марксистскую теорию, читала в подлиннике «Капитал» К. Маркса. «Когда в октябре 1898 года организовался и открылся Художественно–общедоступный театр, — вспоминала Мария Федоровна, — я в него вошла горячим марксистом и убежденнейшим приверженцем рабочего класса — творца всех ценностей мира».

С 1900 года она участвовала в революционной борьбе: устраивала концерты для сбора средств на нужды РСДРП, хранила и распространяла «Искру» и другую нелегальную литературу, работала в нелегальном политическом Красном Кресте, добывала документы для легализации партийных работников, устраивала явки революционеров и скрывала их от агентов царской охранки. Являлась финансовым агентом ЦК РСДРП.

В апреле 1900 года Мария Федоровна Андреева познакомилась с великим основоположником пролетарской литературы Максимом Горьким, а в конце 1903 года стала его женой, соратницей и верным другом. Это важнейшее в ее жизни событие определило весь дальнейший жизненный путь Марии Федоровны.

Дружба с В. И. Лениным, с его соратниками, с передовыми представителями прогрессивной русской литературы, искусства и культуры благотворно влияла на Горького и Андрееву. Понимая огромное значение Максима Горького для русской и мировой литературы, для революционного движения в России, М. Ф. Андреева помогала ему во всем. Пренебрегая часто своими личными интересами, она заботилась о создании благоприятных творческих и бытовых условий, в которых великий писатель мог бы спокойно и плодотворно трудиться. Более двадцати лет Мария Федоровна была вместе с Горьким, и каждый ее день подтверждал мнение, высказанное в свое время И. С. Тургеневым: «Женщина не только способна понять самопожертвование, она сама умеет пожертвовать собой».

Марию Федоровну знал и глубоко уважал В. И. Ленин. Владимир Ильич в 1904 году рекомендовал М. Ф. Андрееву в члены большевистской партии и дал ей партийную кличку «Феномен». Это слово в переводе с греческого означает необычное, крайне редкое явление или исключительного в каком–либо отношении человека. Такая кличка как бы подчеркивала крайнюю необычность личности М. Ф. Андреевой в кругу художественной интеллигенции, особенно среди актрис.

Кличка «Феномен» утвердилась за М. Ф. Андреевой на долгие годы ее бесстрашной работы в большевистском подполье. Она показала себя преданным партии человеком, неоднократно выполняла поручения Владимира Ильича. Это дало ей основание в одной из анкет написать, что в эмиграции с 1906 по 1912 год она была «в распоряжении товарища Ленина лично».

Владимир Ильич всегда с искренним и глубоким уважением относился к Марии Федоровне. Находясь в эмиграции, В. И. Ленин переписывался с А. М. Горьким и М. Ф. Андреевой, жившими в Италии, на острове Капри, дважды приезжал к ним.

Жизнь и деятельность М. Ф. Андреевой во многом были связаны с городом на Неве. Здесь она родилась, окончила гимназию. В Петербурге Мария Федоровна мужественно выполняла многие партийные поручения. В 1918 году по предложению Владимира Ильича М. Ф. Андрееву назначили первым комиссаром театров и зрелищ Петрограда. Вместе с Максимом Горьким и Александром Блоком в феврале 1919 года она создала новый в Петрограде театральный коллектив — Большой драматический театр (ныне Академический Большой драматический театр им. А. М. Горького).

М. Ф. Андреева внесла большой вклад в развитие советской культуры, с 1931 по 1948 год работала директором Дома ученых в Москве.

За большие заслуги перед Коммунистической партией и Советским государством М. Ф. Андреева была награждена орденом Ленина и орденом Трудового Красного Знамени. Умерла она в декабре 1953 года.

Имя Марии Федоровны Андреевой известно в нашей стране. О ней рассказывали люди, которые хорошо се знали. Их мемуары опубликованы в ряде книг и журналов.

Интерес читателей к жизни и деятельности М. Ф. Андреевой возрастает, но популярной книги о Марии Федоровне, рассчитанной на широкие круги читателей, особенно молодых, до сих пор нет. За трудное дело сбора материалов для такой книги взялась много лет назад Н. А. Волохова. В 1938–1940 годах она видела М. Ф. Андрееву, беседовала с ней и навсегда сохранила в памяти ее светлый образ.

Автору этого биографического очерка довелось неоднократно встречаться с родственниками М. Ф. Андреевой и А. М. Горького, со многими ветеранами Коммунистической партии, писателями и артистами, учеными и художниками. Кроме фактов, ранее опубликованных в печати и использованных в этой книге, здесь приводятся новые данные из воспоминаний людей, знавших Андрееву и Горького, отрывки из писем их родственников, товарищей и друзей, неизвестные ранее материалы историко–революционных, театральных и литературных архивов. Это дало возможность уточнить отдельные факты жизни и деятельности М. Ф. Андреевой.

Перелистаем некоторые страницы удивительной и неповторимой жизни прекрасной женщины Марии Федоровны Андреевой — талантливой русской актрисы и самоотверженной революционерки. 

от

Автор:


Поделиться статьёй с друзьями:

Для сообщения об ошибке, выделите ее и жмите Ctrl+Enter
Система Orphus

Предыдущая глава:
Следующая глава: