Сразу же после Великого Октября был издан декрет Совнаркома, которым все театры передавались в ведение Народного комиссариата просвещения.
Частными театрами стал руководить городской театральный отдел. Были приняты меры для резкого изменения театрального репертуара. В Петрограде, как и во всей молодой республике Советов, открылись рабочие клубы, студии, кружки.
Начинался трудный процесс перестройки бывших императорских театров. Там выступали крупнейшие представители русского сценического искусства, воспитанные в иную пору, многие из них искренне стремились служить новому, пролетарскому зрителю. В Петрограде в то время действовали три театра, принадлежавшие до февраля 1917 года царскому министерству двора, — Мариинский, драматический Александринский и Итальянская опера (Михайловский театр). Но ни их директора, ни артисты не желали вступать в какие–либо контакты с Нарком–просом.
Наконец удалось собрать артистов в Александрийском театре. Выступая перед ними, народный комиссар просвещения А. В. Луначарский говорил: кто не идет с новым, тот помогает старому, и жестоко ошибается тот, кто считает, что в искусстве он вне политики. Искусство всегда было и остается классовым.
Луначарский спрашивал:
— Что же, если бы контрреволюционная сволочь упивалась рабочей и солдатской кровью, как это было после поражения Парижской коммуны во Франции, вы, деятели святого искусства, считая себя вне политики, продолжали бы играть, танцевать и перед диктатором, восседающим в царской ложе, продолжали бы петь: «На земле весь род людской чтит один кумир священный, тот кумир телец златой»?
Среди посетителей театров в то время было еще немало людей со вкусами аристократов, бывших царских чиновников, их привлекали лишь обывательско–мещанские, салонно–адюльтерные пьесы. В Петрограде ощущалось влияние разных групп и группочек, проповедовавших упаднические настроения в искусстве.
Работа предстояла громадная. Необходимо было направить театр на службу пролетарской революции.
В сентябре 1918 года по рекомендации В. И. Ленина М. Ф. Андреева была назначена комиссаром театров и зрелищ Петрограда. На этот ответственный пост В. И. Ленин рекомендовал Марию Федоровну как человека, в котором сочетались непреклонная воля революционного борца, умеющего проводить твердую линию партии, обаятельный талант выдающейся актрисы и страстный темперамент партийного художника. В. И. Ленин знал, что работать ей придется в чрезвычайно трудных условиях.
Мария Федоровна возглавила культурную жизнь Петрограда и пяти губерний — Петроградской, Псковской, Новгородской, Череповецкой и Олонецкой. Выходившая в Москве газета «Новости сезона» писала тогда:
«Во главе петроградских театров в качестве комиссара будет стоять М. Ф. Андреева.
Москвичи хорошо знают эту талантливую, чуткую актрису, выступавшую на сцене Художественного театра…
Жена Максима Горького… Мария Федоровна, как художник сцены, как артистка, прекрасно знающая быт театра, его нужды и интересы, проявит и в новом своем амплуа ту же любовь и уважение к искусству, что проходило красной линией в ее сценической деятельности».
Актриса–большевичка становится во главе театрального дела в Петрограде. Ее организаторский талант, энергия находят широкое применение. В Петербурге, бывшей царской столице, долго прививались и культивировались нравы и вкусы придворной аристократии. Новые задачи и требования в области культуры воспринимались интеллигенцией по–разному. Одни приняли революцию бурно и восторженно, другие — открыто враждебно, третьи — недоверчиво, с опаской. В такой обстановке было особенно важно привлечь все лучшее, что было в мире искусства, для служения революции.
Мария Федоровна принялась за новое и трудное дело. Нашла уютный особняк бежавшего за границу нефтепромышленника Гукасова (Литейный проспект, 46), где разместила отдел театра и зрелищ Петрограда. В одной из самых больших комнат повесила карту города, на которой были отмечены все культурно–просветительные учреждения, начавшие сотрудничать с Советской властью. Одним из ее документов, скрепленных печатью, было удостоверение, выданное Максиму Горькому в том, что он состоит на службе в отделе театров и зрелищ как председатель редакционной коллегии.
Обстановка в Петрограде, как и во всей стране, была тогда крайне тяжелой: гражданская война, интервенция, голод, разруха. Почти все театры, даже Александринский, не работали. Многие актеры, спасаясь от голода, уезжали в провинцию, где он не так чувствовался.
Вспоминая «адовые условия 1918–1921 годов», Н. К. Крупская писала о руководителях молодого Советского государства: «Работали — без отдыха, ели мало и плохо, жили в непрерывной тревоге».
Но сам Ленин как будто не испытывал тяжести этих условий и тревог жизни, потрясенной до самых глубочайших основ революцией и гражданской войной. И только один раз, в беседе с М. Ф. Андреевой, у него, по ее словам, вырвалось что–то подобное жалобе:
— Что же делать, милая Мария Федоровна? Надо бороться. Необходимо! Нам тяжело? Конечно! Вы думаете, мне тоже не бывает трудно? Бывает — и еще как! Но — посмотрите на Дзержинского, — на что стал похож он! Ничего не поделаешь! Пусть лучше нам будет тяжело, только бы одолеть!
В то трудное время Марии Федоровне удалось достать для актеров пайки, различные талоны на предметы первой необходимости.
Андреева становится активным корреспондентом петроградской газеты «Красная звезда», подробно информируя в ней о деятелях культуры, которые сотрудничали с Советской властью, Обладая отличным литературным стилем, публицистическим мастерством, она четко и ярко излагала взгляды партии на значение театрального искусства.
Когда руководитель и дирижер оркестра народных инструментов В. В. Андреев решил выехать со своим оркестром на Северный фронт, Мария Федоровна написала в газету: «…в наши дни, когда художественная интеллигенция продолжает отсиживаться, оркестр народных инструментов выразил желание поехать на фронт. Шестьдесят оркестрантов дадут к празднику фронтовикам русскую народную музыку в первоклассном исполнении».
В доме на Литейном все чаще стали появляться актеры, художники, музыканты. Мария Федоровна находила время для беседы с каждым из них.
10 марта 1918 года Советское правительство переехало из Петрограда в Москву. М. Ф. Андреева часто ездила в столицу по делам Театрального отдела. Неоднократно бывала у В. И. Ленина, обращалась к нему по самым неотложным вопросам. На многих документах, подписанных М. Ф. Андреевой, В. И. Ленин делал свои пометки и просил секретаря сообщить ему о том, когда придет на прием Мария Федоровна.
В Москве жил и работал Юрий Желябужский, в одной из квартир он снимал комнату вместе с молодым журналистом Виктором Шкловским. Бывая в Москве, Мария Федоровна навещала сына, интересовалась всеми его делами. И сама рассказывала ему о том, какую напряженную и трудную работу в Петрограде ей приходится вести.
Одной из важных задач актерских коллективов Мария Федоровна считала их гастроли в частях молодой Красной Армии. И не случайно 14 декабря 1918 года в газете «Северная коммуна» было напечатано такое сообщение: «Политический отдел 3-й армии выражает благодарность комиссару Андреевой за заботы о солдатах революции, борющихся с белогвардейцами на хребтах седого Урала. Петроградские концертные группы явились лучшим праздничным подарком нашим бойцам, концерты всюду проходили с огромным успехом, всюду труппа встречала восторженный прием, показывающий, что труппа петроградцев была первой труппой, доставившей красным солдатам не только развлечение, но и высокое художественное удовольствие».
В. И. Ленин называл М. Ф. Андрееву комиссаром по делам искусств.
Вместе с Андреевой в Театральном отделе работал Николай Евгеньевич Буренин. Он отвечал за подготовку концертов, литературных вечеров, за работу кружков художественной самодеятельности, подбирал для них руководителей, просматривал программы.
Становление, развитие театрального дела проходило в молодой республике Советов в острой борьбе со всякими оппозиционерами, сторонниками различных «теорий» и течений, таких, например, как деятели Пролеткульта.
Проблема использования старых пьес была в то время актуальной, и борьба порой становилась непримиримой. «Пока мы не имеем новых произведений, надо пользоваться лучшими образцами старого искусства, здорового по своим тенденциям», — утверждала Мария Федоровна.
В вопросах принципиальных она умела быть твердой, поступала так, как ей подсказывала партийная совесть. В очень трудные минуты, в период ожесточенных споров, разногласий она обращалась к Ленину. Владимир Ильич поддерживал ее, уважал ее принципиальность и честность.
…Прошел первый год напряженной деятельности Театрального отдела Петрограда. О проделанной работе Мария Федоровна сообщала:
«Несмотря на все промахи и недостатки, на все несовершенство достижений, можно смело сказать: немало сделано все–таки за это время в смысле приближения театра к народным массам. Пусть же придет, победив все преграды на многотрудном и славном пути своем, новый творец, поэт и художник, пусть придет он, светлый, могучий и радостный, принять весь опыт прошлого, создать новое великое искусство».
Трудным для Петрограда был 1919 год. Весной и осенью на город революции наступали белогвардейские банды генерала Юденича. Несколько раз город был объявлен на осадном положении. Но и в то тревожное время петроградские театры не прекращали работы. На фронт выезжали актерские бригады. М. Ф. Андреева инструктировала их, ее теплые напутствия воодушевляли артистов, ехавших в районы боевых действий.
В 1919 году вместе с А. М. Горьким и Александром Блоком М. Ф. Андреева явилась одним из организаторов Большого драматического театра в Петрограде. Это был первый советский театр, созданный после революции. М. Ф. Андреева вспоминала:
«Собравшись… у меня, мы серьезно поставили вопрос о необходимости создания театра классической трагедии, высокой комедии и романтической драмы.
С наступлением и развитием революции я стала думать, что наши мечты о, создании театра… в скором времени станут реальностью… Комиссариат народного просвещения в лице А. В. Луначарского широко пошел навстречу плану возрождения классического репертуара. Очевидная польза и необходимость этого репертуара для народных масс, в которых надо было поддержать пламя идейных стремлений и глубоких чувств, была как нельзя лучше учтена государственной властью, увидевшей в создании театра высокого стиля одно из могучих средств воспитания пролетариата».
Марии Федоровне удалось привлечь к участию в организации нового театра замечательного русского поэта Александра Блока, безоговорочно принявшего Октябрьскую революцию. После победы Великого Октября Блок сотрудничал в комиссии, занимавшейся изданием произведений русских классиков. Андреева привлекла его в 1918 году к работе в репертуарной секции Театрального отдела. Александр Александрович многое сделал для обновления репертуара театров. По просьбе Горького Блок разработал серию небольших сюжетов для кинематографа.
Поначалу работа в новом театре казалась Блоку непосильной. В ответ на предложение М. Ф. Андреевой 27 апреля 1919 года он писал ей:
«Глубокоуважаемая Мария Федоровна!
Пока не поздно, хочу Вам сказать следующее: боюсь, что я опрометчиво взял на себя дело, в котором не разберусь и которое сильно отвлечет меня от прямых обязанностей и обязательств, которые я должен исполнять. Вчерашнее заседание убедило меня в том, что главное, в чем бы я мог принести некоторую пользу, уже сделано, а в остальном, что надо создавать, я совершенно несведущ.
Репертуар в сущности готов, он сам собой выработался очень цельно, и его легко защитить от каких–либо упреков.
…Если бы я мог уйти в дело с головой, я бы взялся, может быть; но думаю, Вы меня поймете, зная, сколько у меня других дел и как они непохожи на это по своему ритму. Я хотел бы еще, чтобы Вам не пришло в голову, что мой отказ произошел под чьим–либо влиянием; я даже с близкими не говорил, а исключительно про себя весь вчерашний день взвешивал это дело и пишу Вам только результаты собственных размышлений; пишу откровенно, искренне и с чувством давней моей преданности Вам и веры в Вас. Целую Вашу руку.
Александр Блок».
М. Ф. Андреева не согласилась с мнением Блока и послала ему такое искреннее, идущее от всей своей души письмо:
«… Позвольте мне назвать Вас — дорогой Александр Александрович!
Ваше письмо еще больше убедило меня, что наши радости по поводу Вашего согласия встать во главе Большого драматического театра были верны.
Вот именно то, что Вы говорите о нем, то–то и дорого! А где надо будет рубить узлы — посылайте меня, буду верной помощницей Вам, и не только пока я комиссар — ведь все равно актрисой в этом театре я осталась бы во всяком случае.
И не надо, чтобы Вы уходили с головой в какое бы то ни было большое и нужное дело. Вы божьей милостью поэт, будничную работу будут делать другие, но Ваше присутствие внесет ту чистоту и благородство, которое дороже всего. Простите, что пишу Вам так прямо и бесцеремонно, но в таком деле, о каком мы сейчас говорим, надо быть до конца честным и правдивым, вот почему я это себе позволяю, без обиняков и реверансов».
Выполняя просьбу М. Ф. Андреевой, Александр Блок согласился работать в Большом драматическом театре.
В записной книжке Александра Блока к тому времени относится такая запись: «Мое свидание с М. Ф. Андреевой определило мою дальнейшую судьбу».
Когда создавался этот театр, в стране продолжалась гражданская война. В Петрограде часто не горело электричество, было холодно и голодно. Но, несмотря на трудности, единомышленники М. Ф. Андреевой трудились вдохновенно, с небывалым энтузиазмом. Репетировали днем и вечером в холодном помещении Консерватории. Репетиции заканчивались очень поздно, актеры возвращались домой пешком.
Для работы в Большом драматическом театре Мария Федоровна привлекла известных деятелей русского искусства — артистов Н. Ф. Монахова, Ю. М. Юрьева, В. В. Максимова, О. Н. Лишкевич, режиссера А. Н. Лаврентьева, композитора Б. В. Асафьева, художников В. А. Щуко, А. Н. Бенуа, М. В. Добужинского и других.
Артист Н. Ф. Монахов, работавший в этом театре с первых дней, писал: «Оглядываясь назад, я с чувством огромной благодарности вспоминаю Марию Федоровну. Она поверила мне. Через нее советские художественные органы призвали меня служить делу… Своим бодрым, дружеским словом, своей товарищеской поддержкой она помогала мне вступить на новый путь. Она была моей твердой опорой, моим первым политическим руководителем, она была тем другом, с которым я делился своими сомнениями, печалями и которому я с гордостью приносил свои радости. Она первая заложила во мне преклонение перед идеями большевизма».
М. Ф. Андреева, оставаясь на посту комиссара театров и зрелищ, стала одновременно актрисой Большого драматического театра, играла роли в пьесах классического репертуара.
Александр Блок по инициативе М. Ф. Андреевой был назначен председателем режиссерского управления Большого драматического театра.
На собрании труппы с участием А. М. Горького и А. А. Блока обсуждался репертуарный план театра. Его зачитала и высказала свое мнение М. Ф. Андреева. К постановке были утверждены спектакли «Дон Карлос», «Леди Макбет», «Много шума из ничего» и «Разрушение Иерусалима».
19 ноября 1919 года трагедией Шиллера «Дон Карлос» открылся в Петрограде театр, рожденный великим Октябрем.
На первом спектакле присутствовали нарком просвещения А. В. Луначарский, А. М. Горький, Ф. И. Шаляпин, А. К. Глазунов. Перед началом выступил Анатолий Васильевич Луначарский. Он говорил о том, что новый театр будет способствовать развитию культурной революции в республике Советов, пропаганде искусства среди всех трудящихся.
Большой драматический театр поставил также шекспировскую трагедию «Отелло». Андреева исполняла роль Дездемоны. Театральный критик Е. М. Кузнецов в рецензии на этот спектакль в журнале «Вестник театра» в конце февраля 1920 года отмечал: «…подлинной трагедией повеяло от исполнения трех «тузов» Большого драматического театра. Это: Дездемона — М. Ф. Андреева, Отелло — Ю. М. Юрьев и Яго — Н. Ф. Монахов. В отчетном спектакле М. Ф. Андреева показала себя артисткой с громадной техникой. С исключительным мастерством артистка создала акварельно–нежный образ Дездемоны; все картины с ее участием (а особенно последние) были подлинно трагичны, настолько хорошо были оттенены простота, непосредственность и невинность Дездемоны и ее любовь к мавру».
Леди Макбет — полная противоположность Дездемоне. Властная, честолюбивая королева, совершившая ряд кровавых злодеяний. Сохранился рисунок художника М. В. Добужинского, на котором изображена М. Ф. Андреева в роли леди Макбет: лицо волевое, сильное, жестокое.
Ее партнером в «Леди Макбет» был Ю. М. Юрьев. Он впоследствии вспоминал: «Мария Федоровна, обладавшая исключительной для сцены внешностью, была ослепительно красива в роли леди Макбет. Большие выразительные ее глаза, отражавшие силу и волю, как нельзя больше соответствовали характеру образа леди Макбет. Две большие черные косы лежали у нее на груди, дополняя эффектный костюм, сделанный по рисунку Добужинского».
Дездемона и леди Макбет были последними ролями, сыгранными М. Ф. Андреевой на театральной сцене.
Зрители высоко оценили блестящую актерскую работу М. Ф. Андреевой. В душе она была романтиком, но с каким реализмом лепила образы своих героинь, какой достоверностью и глубиной была отмечена каждая из них! Ее выдающееся дарование не укладывалось ни в какие актерские амплуа, и поэтому она с равным успехом играла роли удивительно разнообразные.
О работе Александра Блока в БДТ вспоминал Н. Ф. Монахов:
— Театром поэт увлекался страстно… Блок заботился не только о чистоте игры, но и о чистоте наших душ. Блок был совестью нашего театра.
В устных выступлениях и в печати Мария Федоровна Андреева подчеркивала высокую миссию советского театра, рожденного революцией. 6 марта 1920 года газета «Жизнь искусства» опубликовала статью М. Ф. Андреевой «Наши задачи»: «Путь, по которому мы идем, — приобщение широких масс к искусству и популяризация художественных знаний. По естественным причинам старого строя человек массы был лишен возможности бывать в театре… И вот теперь мы должны этого массового зрителя приобщать к искусству, приобщать к театру».
В связи с этим перед Театральным отделом возникло немало сложных проблем. Чтобы наиболее важные из них решить правильно, она обращалась за советом к Владимиру Ильичу.
В декабре 1919 года М. Ф. Андреева направила В. И. Ленину составленный ею проект постановления о петроградских театрах. На этом проекте есть пометы В. И. Ленина: «Поговорить с Луначарским (для Малого Совета)», «Анатолий Васильевич, ваше мнение? Ленин», «Напомнить мне, когда придет М. Ф. Андреева».
Вот письмо Марии Федоровны Андреевой В. И. Ленину из Петрограда в 1919 году:
«Дорогой Владимир Ильич,
когда у Вас будет время, чтобы переговорить со мной по делам, — вызовите меня по телефону: днем — 46–62, поздно вечером, после 1 ч. ночи, — 212–68, и назначьте, когда приехать в Москву.
Беспокою не по пустякам, конечно.
И еще — Десницкому (Строеву) необходимо с Вами повидаться. Когда можно? Он приедет.
Мой адрес: Кронверкский пр., 23, кв.5.
Жму крепко руку.
Мария Андреева».
М. Ф. Андреева проявляла искреннюю заботу об актерах, об их творчестве, быте и отдыхе.
Весной 1920 года Петроградский Совет решил открыть дома отдыха для рабочих и трудовой интеллигенции Петрограда. Для этого были выделены дачи и коттеджи на Каменном острове, принадлежавшие до революции царским сановникам и финансовым тузам. Один из домов предназначался для актеров, художников и музыкантов. Мария Федоровна была членом комиссии по организации этих здравниц. В дом, отданный художественной интеллигенции, по воскресеньям приезжали А. М. Горький, Ф. И. Шаляпин, архитектор И. А. Фомин.
В июле 1920 года Петроград готовился к встрече Владимира Ильича и делегатов Второго конгресса Коммунистического Интернационала. Провести конгресс в городе революции Исполком Коминтерна решил по просьбе петроградских рабочих. Город был украшен лучшими художниками и ждал гостей. На Васильевском острове, у центра уникального ансамбля — здания Фондовой биржи, готовили грандиозный спектакль под открытым небом в честь делегатов конгресса. В этом массовом агитационном спектакле, подготовленном М. Ф. Андреевой и режиссерами К. А. Марджановым и Н. В. Петровым, принимали участие десять тысяч человек — актеры, учащиеся художественных школ, красноармейцы, краснофлотцы.
А. М. Горький написал сценарий этого массового праздника, который назывался «К мировой коммуне». «Постановка должна ясно раскрыть идею исторически сложившейся международной солидарности партий рабочего класса в их борьбе с капиталом» — такую цель поставила М. Ф. Андреева перед этим грандиознейшим зрелищем. В работе над сценарием постановки и ее инсценировкой принимали участие А. Блок, Ф. Шаляпин, Ю. Юрьев, А. Глазунов, А. Бенуа, В. Щуко и другие.
19 июля 1920 года Владимир Ильич с делегатами Второго конгресса Коминтерна прибыл в Петроград. Это был последний приезд В. И. Ленина в наш город. Вместе с ним приехали Н. К. Крупская и М. И. Ульянова.
В час дня в Таврическом дворце открылось заседание конгресса. В зале были и А. М. Горький и М. Ф. Андреева. С огромным интересом вместе со всеми собравшимися они слушали доклад В. И. Ленина о международном положении. В перерывах между заседаниями, когда Владимир Ильич беседовал с гостями, Мария Федоровна, если требовалось, была его переводчицей. Об этом вспоминали иностранные делегаты швед Отто Гримлунд и француз Анри Гильбо.
В четыре часа дня все направились на Марсово поле, чтобы возложить венки на могилы героев революции. После того как отгремел орудийный салют и оркестр исполнил траурные мелодии, М. Ф. Андреева с В. И. Лениным и группой делегатов подошла к могилам и рассказывала гостям, кто в них захоронен.
Затем все направились на Стрелку Васильевского острова. Портал здания бывшей Фондовой биржи был убран красными и оранжевыми драпировками, была украшена и сцена.
Спектакль шел у здания биржи, у Ростральных колонн на площади и у сходов к Неве.
Зрелище было необычайно красивым. На трибунах и в прилегающих скверах собрались 45 тысяч зрителей. Свидетель этого спектакля писатель Лев Никулин отмечал:
«Тысячи одетых в театральные костюмы и загримированных людей маршировали, перебегали, образовывали группы на ступенях у колоннады Биржи. Групповоды пронзительно свистели, режиссеры и их помощники кричали в рупоры и сигнализировали, стреляя из пистолетов. С командного мостика флажками сигнализировал главный режиссер. Мария Федоровна Андреева, Лариса Михайловна Рейснер, художник Юрий Анненков, режиссер Сергей Радлов с трудом пробирались в толпе бряцающих цепями загримированных рабов, гремящих доспехами рыцарей, задыхающихся в своих мундирах королевских гвардейцев. Несколько сот труб соединенного оркестра нестерпимо для глаза сияли на солнце. Если к этому прибавить радугу сигнальных флагов миноносцев на Неве, кавалерийские значки на пиках курсантов и сто тысяч любопытных на берегах Невы, ожидающих с утра начала спектакля, то вы поймете, что такой день запоминается современникам.
В наше время, в дни фестивалей, подобное зрелище, может быть, и не слишком бы удивило; но мистерия, массовое зрелище, изображающее победу труда, победу социалистической революции, притом в то время, когда проходила ожесточенная гражданская война, — было примечательным событием. И организатором была товарищ Андреева, заведующая учреждением, которое скромно именовалось Театральным отделом Петроградского Совета.
О том, что Мария Федоровна была инициатором массового зрелища в честь открытия конгресса, можно было легко понять по тому, как прислушивались к ее распоряжениям все участники мистерии, от режиссеров до капельмейстеров и даже командиров воинских частей, участвовавших в массовом зрелище. В этом была заслуженная популярность «товарища Андреевой», так ее называли питерские рабочие, военные моряки и красноармейцы».
Огромное впечатление это зрелище произвело на представителей коммунистических партий других стран.
Несмотря на огромную занятость делами, связанными с театральным искусством, М. Ф. Андреева в 1919 году была назначена еще и комиссаром Экспертной комиссии при Петроградском отделении Народного комиссариата внешней торговли. Мария Федоровна просила не утверждать ее на такую должность, полагая, что дополнительная работа будет мешать ей руководить Театральным отделом. Но с ее мнением не согласился В. И. Ленин. В одном из дел архива Министерства внешней торговли СССР сказано, что Владимир Ильич «на ее протест заявил, что она справится с этой ролью так же хорошо, как со многими другими, которые ей приходилось играть в партийной работе».
Размышлениями о своей деятельности и мечтах Мария Федоровна делилась в письмах Владимиру Ильичу. Вот одно из них:
«Мне очень хотелось бы повидать Вас по–хорошему, когда можно было бы поговорить с Вами не о «делах», ради которых беспокоишь Вас и внутренне мучаешься, зная, как Вам все это должно надоедать, утомлять Вас своей сравнительной мелочностью. А тут еще прошлый раз Вы были бледноваты, будто похудели.
Неужели невозможно было бы приехать к нам хотя бы на неделю? А уж я бы Вас так спрятала, что… никто бы не знал, где Вы, половили бы рыбу на Новой Ладоге — разве не хорошо? Вы подумайте об этом хоть немного, пожалуйста…»
Летом 1920 года А. М. Горький и М. Ф. Андреева были избраны депутатами Петроградского Совета. Гордясь высоким доверием избирателей и оправдывая его, они работали в комиссии народного просвещения. В декабре 1920 года по их инициативе в Петрограде был создан Дом ученых. Мария Федоровна организовала комиссию по улучшению быта людей науки.
В сентябре 1920 года в Советскую Россию вместе со своим старшим сыном приехал известный английский писатель Герберт Уэллс. В Петрограде гости остановились на квартире А. М. Горького и М. Ф. Андреевой на Кронверкском проспекте.
С Гербертом Уэллсом они были знакомы давно: первый раз встретились с ним еще в 1906 году в Соединенных Штатах, затем в 1907 году в Лондоне. Когда Уэллс опубликовал свой роман «Мистер Бритлинг пьет чашу до дна», М. Ф. Андреева по просьбе Алексея Максимовича перевела это произведение на русский язык. Роман Уэллса Горький опубликовал в журнале «Летопись», в шести номерах за 1916 год…
И вот Герберт Уэллс приехал в Петроград. На квартире А. М. Горького и М. Ф. Андреевой он познакомился с А. В. Луначарским, Ф. И. Шаляпиным, Ю. М. Юрьевым, Н. Ф. Монаховым. В честь английского гостя на квартире давались импровизированные концерты, в которых участвовали Ф. И. Шаляпин, М. Ф. Андреева и другие артисты. В своей книге о поездке в Россию Герберт Уэллс писал: «Русское драматическое и оперное искусство прошло невредимым сквозь все бури и потрясения и живо по сей день. Оказалось, что в Петрограде каждый день дается свыше сорока представлений, примерно то же самое мы видим в Москве. Мы слышали величайшего певца и актера Шаляпина в «Севильском цирюльнике» и «Хованщине». Мы были на «Садко», видели Монахова в «Царевиче Алексее», в роли Яго в «Отелло» (жена Горького г–жа Андреева играла Дездемону)».
Прием в честь Герберта Уэллса прошел в Петрографе в Доме искусств. Здание, в котором помещалось это учреждение, выходило сразу на три магистрали — Невский проспект, Морскую улицу и набережную Мойки. Писатели занимали два этажа здания, здесь жили О. Форш, А. Грин и другие. Они тепло встретили английского писателя.
М. Ф. Андреева заботилась о том, чтобы достойно были оценены видные советские поэты и актеры, отдавшие свой талант служению пролетарской революции.
В помещении петроградской Филармонии был отмечен 25-летний юбилей актерской деятельности Н. Ф. Монахова. На долгие годы он запомнил выступление М. Ф. Андреевой, которая подчеркнула «значение работника искусства в пролетарской стране и роль самого искусства в формировании свободного человека».