Жизнь Марии Федоровны Андреевой полна самых неожиданных поворотов и событий. Театральные зрители знали ее как талантливую, обаятельную актрису, выступавшую в начале века в Московском Художественном театре, большевистское подполье – как члена партии с 1904 года, смелого, преданного делу революции товарища.
Владимир Ильич Ленин называл Андрееву «товарищем Феноменом». А старый большевик, один из организаторов петербургского «Союза борьбы за освобождение рабочего класса» Глеб Максимилианович Кржижановский писал о ней: «Это был очень самособранный, изящный человек, глубоко преданный интересам партии». Родилась и выросла Мария Федоровна в Петербурге, в артистической семье, тесно связанной с передовыми представителями русской литературы и искусства. Еще совсем молодой она сблизилась с группой революционно настроенных студентов. Вместе с ними искала ответы на сложные жизненные вопросы. Услышав от них имя Маркса, принялась за изучение «Капитала». И к тому моменту, когда Мария Федоровна начала работать в МХАТе, у нее уже сложились твердые политические убеждения.
Мария Федоровна впоследствии писала Н. Е. Буренину что она вошла в МХАТ «горячим марксистом и убежденнейшим приверженцем рабочего класса – творца всех ценностей мира».
Мария Федоровна горячо любит сцену, пользуется огромным успехом у зрителей, но ограничивать свою деятельность только театром не может. Ее жизнь принадлежит рабочему классу, партии. И она хранит нелегальную литературу. Достает документы для легализации партийных товарищей. Помогает устраивать их на работу. Собирает деньги для «Искры». Организует концерты, чтобы раздобыть средства на нужды революционного движения.
Театральный сезон 1904/05 года Андреева встречает в Риге в театре Незлобина.
Чужой город. Незнакомая обстановка. Незнакомые люди. Но среди этих людей есть единомышленники–товарищи по социал-демократической партии. Марии Федоровне поручено найти их, связаться с ними.
А через год в Москве у артистки Андреевой новые заботы. Надо устроить побег из тюрьмы группы большевиков. Найти средства для подпольной типографии. Помочь участникам Декабрьского восстания раздобыть оружие... И любимица публики – «самособранный, изящный человек» – поддерживает связь с руководителями подпольных мастерских, изготовляющих оружие. Принимает на себя обязанности издателя «Новой жизни». Участвует в подготовке побега революционеров из Таганской тюрьмы...
Еще в 1903 году Мария Федоровна вступила в гражданский брак с Алексеем Максимовичем Горьким. В дни Декабрьского восстания их квартира на Воздвиженке превратилась в центр, где проходили деловые встречи партийных работников, куда стала стекаться информация из всех районов.
Обстоятельства сложились так, что Андреевой и Горькому пришлось в 1906 году уехать в Финляндию и перейти на нелегальное положение. Из Финляндии они по заданию партии должны были перебраться в Америку. За границей Горькому предстояло рассказать всему миру правду о русской революции, постараться собрать средства на нужды революции, приложить все усилия к тому, чтобы помешать царскому правительству получить заем.
Перед отъездом в Америку Андреева и Горький встретились с Лениным. Встреча произошла в Гельсингфорсе на квартире большевика В. М. Смирнова.
В апреле 1906 года «товарищ Феномен», Горький и Буренин были уже в Америке. И с той поры Мария Федоровна на длительное время становится финансовым агентом Центрального Комитета большевистской партии.
Выполнив свою миссию в Америке, Андреева и Горький поселились на острове Капри в Италии. На Капри Марию Федоровну полностью поглощают дела Алексея Максимовича Горького. Отвлекается она от них лишь получив приглашение на V съезд партии.
...Жизнь на чужбине тяготит Андрееву. Всеми силами стремится она вернуться в Россию. Наконец при помощи товарищей ей удается получить паспорт на чужое имя. В конце 1912 года она приезжает на родину. Через некоторое время легализуется. Выступает до 1917 года в различных театрах и все время поддерживает тесную связь с партией.
Ленин не зря называл Андрееву «товарищем Феноменом». Марию Федоровну отличали редкие качества. В ней сочетались пламенный темперамент революционера, гибкий ум и такт дипломата, незаурядный дар организатора, яркий талант актрисы.
Как актрису ее постоянно влекло на сцену. Но когда нужно было партии, она умела наступать «на горло собственной песне».
Талантливыми актерами Россия всегда была богата. А в талантливых организаторах, способных превратить искусство в мощное оружие грядущей революции, партия сильно нуждалась. И Мария Федоровна становится одним из таких организаторов. В 1917 году она возглавляет художественную секцию совета по управлению Народными домами. Активно участвует в работе культурной секции Выборгского районного Совета. Вместе с Анатолием Васильевичем Луначарским приступает к перестройке работы театров.
Театры, обслуживавшие раньше только избранную публику, теперь должны были стать театрами для рабочих и солдат.
После Великой Октябрьской революции Марию Федоровну назначают комиссаром театров и зрелищ Союза коммун Северной области.
Казалось бы, какие могли быть театры и зрелища в обстановке блокады, интервенции, гражданской войны. И все- таки даже в тяжелейшую, холодную и голодную, зиму года только бывшие «императорские» театры Петрограда дали 126 спектаклей для школьников, 15–для профсоюзов, 339 – для Красной Армии. Еще больше спектаклей показали вновь созданные молодые театры. И таковы были организаторский талант и личное обаяние Марии Федоровны, что, несмотря на растерянность художественной интеллигенции, в отделе театров и зрелищ Петроградского Совета и в кабинете самой Андреевой с утра до позднего вечера толпились актеры, художники, музыканты...
Три года большевистский «комиссар искусств» борется за то, чтобы сохранить прогрессивное культурное наследие прошлого, сделать его достоянием народа, заставить искусство служить упрочению молодого Советского государства.
В 1921 году партия отзывает большевистского «комиссара искусств» из Петрограда. Теперь Марию Федоровну ждет новая деятельность – дипломатическая. А позднее Марию Федоровну Андрееву назначают на трудный и, пожалуй, в ту пору тоже дипломатический пост руководителя Московского Дома ученых...