Её жизни хватило бы не на одну историю. Известнейшая актриса и сотрудник Внешторга, светская львица и пламенная революционерка, авантюристка, героиня лирических стихотворений и жизненных драм — как всё это совмещалось в одной женщине, пусть даже такой талантливой, как Мария Фёдоровна Андреева, не понятно ни современникам, ни историкам. Но хотя Мария Фёдоровна и блистала везде, куда заносила её судьба, главным её талантом называли красоту, перед которой не мог устоять никто…
Ю. Безелянский. «Товарищ Феномен»
Наше Пушкино известно как «родина» Московского Художественного театра (МХТ, позже — МХАТ). А с этим ярким явлением русского сценического искусства связаны жизнь и творчество многих незаурядных личностей. Пример тому — Мария Федоровна Андреева (1868—1953), известная театральная актриса, большевичка и… видный деятель кинематографа.
«Царь Фёдор» в Каретном сарае
…В старом Пушкино, на углу современных улиц Оранжерейная и Учинская, была дача соратника К. С. Станиславского (Алексеева) Николая Николаевича Архипова-Арбатова (1869—1926). Здесь он разрешил артистам тогда ещё неизвестного и, в общем, еще не созданного театра проводить репетиции в… усадебном сарае. Именно там рождался Художественный театр. Станиславский вспоминал: «…В подмосковном местечке Пушкино в наскоро выстроенном сарае под раскалённой железной крышей, при исключительной сорокоградусной жаре происходила такая работа, которую нельзя выдержать два раза в жизни. От 10.30 до 14 час. — репетиции целой трагедии, например, «Царя Фёдора», а вечером от 7 до 11 час. — репетиция другой трагедии… И так каждый день».
А вот строки из воспоминаний самой Андреевой: «Первые подготовительные репетиции в подмосковной дачной местности Пушкино летом 1898 года… Как все это было необычно и своеобразно! В большом сарае на пустыре построили сцену, равную по размерам сцене театра «Эрмитаж» в Каретном ряду, где первые четыре года играл наш молодой театр. Сцена занимала почти весь сарай; на остальном пространстве ютилось несколько деревянных скамей, да стоял длинный дощатый стол. За этим столом проводились читки по ролям, за ним же не занятые в репетиции актрисы сидели, вышивая бармы, кокошники, низали бисер для жемчужных кружев и подвесок, работали над деталями костюмов для постановки «Царя Федора». <…> Жили мы кто отдельно по дачам, кто общежитиями, по нескольку человек вместе. Константин Сергеевич приезжал из Любимовки, подмосковного имения его матери…».
Большевистское служение искусству
…Мария Андреева, тогда еще Юрковская, после окончания гимназии и драматической школы впервые появилась на сцене в 18-летнем возрасте. Выйдя замуж за преуспевающего чиновника Андрея Желябужского, с успехом выступала в Тифлисском театре; там же и появился ее сценический псевдоним, по имени мужа. Оказавшись в Москве, она с блеском исполняла роли в Обществе искусства и литературы, потом в МХТ, где ее партнером в ряде спектаклей был сам Константин Станиславский.
Уже в конце 1890-х гг. Андреева, познакомившись с марксистской идеологией, примкнула к большевикам, которым светская дама и первостатейная актриса пришлась весьма кстати. Она выполняла партийные задания по хранению и транспортировке нелегальной литературы, используя свои знакомства в охранительных (!) ведомствах, вхожая в высокие кабинеты, всячески помогала партийцам, снабжала их нужными документами и устраивала на работу. Это в ее московской квартире в 1905 г. скрывался от полиции «наш» Николай Бауман (см. «Маяк» от 13 января 2016 г.).
О тогдашних убеждениях мхатовской примы свидетельствует ее высказывание о том, что она уже ко времени вступления в МХТ «…в него вошла горячим марксистом и убежденнейшим приверженцем рабочего класса — творца всех ценностей мира». По ее словам, «…я не была тогда еще членом партии, но уже твердо приняла ленинскую платформу, с которой ни разу не сходила. Если до 1902 г. я помогала многим, то с этого времени все мои усилия были твердо направлены в сторону большевиков».
В 1904 г. Андреева стала членом Российской социал-демократической рабочей партии (РСДРП) и выполняла функции «финансового агента» Центрального комитета. Благодаря незаурядным способностям она получила звучный партийный псевдоним «Феномен», данной ей самим Лениным. А деньги на большевистские «нужды» добывались разными путями: от подарков поклонников-обожателей и «контроля» за гонорарами А. М. Горького (чьей преданной «женой» ряд лет числилась Мария Федоровна) до не всегда объяснимых «завещаний» вроде «страховых» 100 тысяч рублей, полученных по смерти ее знаменитого покровителя, «миллионщика» Саввы Морозова…
Надо сказать, Андреева была первой и единственной в России видной актрисой, совмещавшей «служение искусству» с революционной деятельностью. Однако, устанавливая близкие отношения с высокопоставленными особами, она давала повод для всевозможных «пересудов» (многие догадывались, что, помимо сцены, у Марии Федоровны есть какая-то другая, неизвестная и непонятная жизнь, и относились к этому с изрядной долей враждебности). Вообще-то в составе труппы МХТ были люди разных взглядов: наряду со считавшими, что политика и искусство несовместимы, были и такие, как А. Окулов, вовлеченный в ряды большевиков Н. Бауманом; А. Харламов, еще с 1902 г. связанный с революционерами; наконец, В. И. Качалов, ставший «политически неблагонадежным», когда полиция узнала, что его адрес используется для переписки с заграничным центром большевистской газеты «Искра». У других артистов, особенно у учащихся театральной школы МХТ, проводились обыски, бывали и случаи арестов. На этих людей и опиралась наша героиня, часто прибегая к их помощи.
В бурные дни 1905 г. Андреева организовывала сбор средств для приобретения оружия; в ее совместную с Горьким квартиру доставляли снаряжение для боевиков-революционеров. А в разгар боевых действий она организовала нечто вроде госпиталя прямо… в фойе МХТ.
Потом Андреевой пришлось «эмигрировать за границу, где пробыла с 1906 по 1912 год, состоя в распоряжении товарища Ленина лично». Там она по-прежнему финансовый агент ЦК и занимается изысканием средств для партии. Именно ее финансы помогли провести V партсъезд в Лондоне в 1907 г.
А после отречения царя актриса-большевичка вместе с Луначарским приступает к перестройке театрального Петрограда. Входя в большевистскую фракцию городской Думы, Андреева возглавляла в ней художественную секцию Совета по управлению народными домами. Как утверждалось в советских источниках, именно на Андрееву, «счастливо сочетавшую в себе непреклонную волю борца, темперамент партийного художника, такт и обаяние талантливой актрисы», в 1918 г. пал выбор при назначении Комиссара театров и зрелищ. Она выступает на собраниях в театрах, на межрайонных совещаниях культурно-просветительных организаций, руководит Большим художественным советом Отдела театров и зрелищ, возглавляет управление вновь созданного в Петрограде Большого оперного театра и т.д.
С именем Андреевой связывается и создание Большого драматического театра (на сцене которого появлялась и она сама), для постановки одного из спектаклей которого был приглашен ее хороший знакомый Н. Н. Арбатов (он же Архипов, тот самый, что когда-то предоставил Станиславскому репетиционный сарай в Пушкино).
Одновременно Андреева при поддержке В. И. Ленина провела борьбу с «левацким уклоном» в искусстве — «новаторским подходом» своего знакомого по МХТ Вс. Мейерхольда и «революционными» футуристами.
Много позже о ней писали так: «Трудно назвать какую-либо область культурного и театрального строительства Петрограда в эпоху военного коммунизма, в которую Андреева не внесла бы долю своего труда. Но, к сожалению, в работах по истории советского театра, особенно в последние годы, имя ее упоминается лишь вскользь. В нашей историографии не нашла отражения и ее большая работа в других областях культурного и хозяйственного строительства».
…После Гражданской войны страна нуждалась в деньгах, и среди первых большевиков, представлявших за границей экономические интересы Советского государства, была М. Ф. Андреева. В апреле 1921 г. она в чине комиссара Экспертной комиссии командируется в Германию для реализации отобранных на экспорт художественных изделий.
Позже, уже в 1926 г., 58-летняя Андреева снова получает правительственное назначение в Берлин, где становится заведующей художественно-промышленным отделом советского торгпредства. И здесь она успешно добывала твёрдую валюту, необходимую для индустриализации страны, в первую очередь, за счет продажи реквизированного в России имущества «враждебного класса», золота разграбленных и уничтоженных церквей.
Различные меры для развития кино…
Ну а что касается кино, то еще в дореволюционные годы Мария Федоровна снялась в двух фильмах и собиралась даже создать некое «прогрессивное» кинопредприятие для постановки «идейных» фильмов — в пику низкопробным зарубежным и российским «боевикам». Уже тогда она познакомилась с кинопроизводством, что пригодилось, когда ей пришлось налаживать отношения с западными студиями, создавать акционерные кинематографические общества и способствовать продвижению советских фильмов за границу (интересно, что тогда же начал свою карьеру кинооператора и режиссёра сын актрисы Ю. А. Желябужский, запечатлевший на пленку самого В. И. Ленина!).
Как бы то ни было, а, по свидетельству одного из тогдашних киноначальников, в 1921 г. Владимир Ильич «стал подсказывать различные меры для развития кино и очень рекомендовал привлечь к работе Марию Федоровну Андрееву». И здесь опять всплывает имя Николая Николаевича Арбатова, после революции — главного режиссера одного из питерских театров. Ведь именно он тогда участвует в художественной коллегии при Фотокинокомитете, по его инициативе в Петрограде была организована первая в России киношкола (позже — Ленинградский институт киноинженеров, который, вот интересно, в 1965 г. окончил наш известный краевед Александр Федорович Малявко).
Сама же Андреева, будучи в Германии, в январе 1922 г. назначается уполномоченным Наркомвнешторга по делам кинематографии за границей. Ей поручалась организация акционерных обществ, в результате чего был создан возглавляемый Марией Федоровной «фотокиноподотдел» торгпредства, сыгравший заметную роль в развитии нашего кино. В том же Берлине Андреева сама снялась в кинофильме, по ее собственному замечанию, весьма удачно, особенно в тех местах, «где начиналась настоящая драма». Правда, как замечала актриса, содержание и характер западных фильмов все же не отвечали ее эстетическим запросам.
Как замечали биографы, она жила интересами кинодела и после того, как перестала непосредственно руководить этой работой в торгпредстве…
* * *
В СССР Андреева вернулась в конце 1920-х гг., правда, в качестве актрисы на сцену больше не выходила, ей было уже за 60.
Но, как видно, ее дар вновь оказался востребован зрительской аудиторией, и Мария Федоровна в 1931 г. возглавила Московский Дом учёных, где уже на склоне лет, в 1948 г., закончила свой трудовой и общественный путь. За выдающуюся работу в этом Доме, и за многие другие заслуги ее наградили орденами Ленина и Трудового Красного Знамени. А члены тамошней турсекции одну из вершин на Кавказе назвали Пиком М. Ф. Андреевой…
На пенсии неутомимая Мария Фёдоровна провела только свои последние пять лет. Она скончалась 8 декабря 1953 года на 86-м году и похоронена на Новодевичьем кладбище в Москве…