Наследие > 1918-1944 >

55. Из письма М. Ф. Андреевой А. М. Горькому. (23 марта 1932, Москва)

Наступает весна, а с нею день твоего рождения — и опять у меня в душе всплывают когда-то мною же сказанные тебе слова: пусть тебе хорошо будет!

Говорят, ты скоро приедешь в Москву. И радуюсь, что хоть изредка увижу тебя, и волнуюсь, потому что уж очень какая-то необычная была зима у нас, да и сейчас днем греет сильно солнце, тает, а ночью мороз до 15 градусов, валит снег, пурга и метель. Снегу навалило видимо-невидимо, боятся наводнения, гуляет вовсю грипп со всякими осложнениями. Хорошо ли тебе спешить приезжать к 1 мая?

Работаю в Доме ученых, хотела было уйти из Наркомвнешторга, но придется, должно быть, остаться, так как образуется комиссия по организации аукционов в СССР, в которой мое участие как будто нужно, да и вернулся снова к работе Моисей Ильич Фрумкин, с которым мы, старые работники, работать привыкли, с которым работать так хорошо, так как он умен и знает дело каждого, как свое.1

Приходили А. Н. Тихонов и Дикий по поводу затеянной ими студии2, о которой ты знаешь. Мы помогли им всячески, и сейчас идет техническое оформление ее дальнейшей работы. Мне тоже придется принять участие в этом деле. Интересно. Только бы сил хватило. Вообще все страшно интересно и так всего много. Немного жаль, что не в начале, а в конце жизни, когда все же силенок много меньше. Ну, да ничего, сколько-нибудь еще хватает…

М. А.

23.III. 32


  1. Второй и третий абзац на сайте публикуются полностью по 3-ему изданию «М. Ф. Андреева. Переписка. Воспоминания. Статьи. Документы» 1967 г. (Письмо № 64 в нумерации 3-его изд.)
  2. … Приходили А. Н. Тихонов и Дикий по поводу затеянной ими студии… — Андреева говорит о студии, созданной при московском Доме ученых на базе театрально-литературной мастерской при Федерации советских писателей. В докладной записке А. Д. Дикого, переданной Марии Федоровне 7 марта 1932 г. на заседании ЦЕКУБУ, говорилось:

    «В отличие от некоторых других театров, где драматург нужен, лишь как повод, а драматургический материал как сырье для спектакля, мы стремимся к тому, чтобы работу драматурга, писателя и одновременно работу всех элементов театра (режиссера, художника, композитора, всех актеров) слить в единый неразрывный творческий процесс. Это требует тщательного изучения литературы, изучения творческого процесса писателя, постоянной связи с писательскими кадрами и активного участия в литературном движении нашей страны» (ЦГАЛИ, ф. 1957, ед. хр. 5).

    Андреева в течение трех лет принимала активное участие в работе студии, которая осуществила под руководством А. Д. Дикого постановки: «Леди Макбет Мценского уезда», «Интермедии Сервантеса» и под руководством В. О. Топоркова — «Бедность не порок». Из актерского состава студии впоследствии был организован первый русский театр в Сталинабаде. В студии творчески сформировались: народный артист РСФСР Г. П. Менглет, заслуженный артист Таджикской ССР О. П. Солюс и многие другие.

Письмо от

Автор:

Адресат: М. Горький


Поделиться статьёй с друзьями:

Для сообщения об ошибке, выделите ее и жмите Ctrl+Enter
Система Orphus