…1 Была несколько дней в Вене, там был устроен специально русский павильон, имевший огромный успех у публики, прошло несколько сот тысяч человек, горячо интересовавшихся не только русскими товарами — кожа, хлеб, шерсть, масло, меха, резиновая мануфактура, — но и нашим кустарным товаром, что меня очень удивило, так как их словенские, а уж особенно венгерские вышивки куда выше наших.
Пришлось говорить, не преувеличивая, с тысячами людей, объясняя им, как в зимние долгие вечера, в полутемноте, где при керосиновой лампе, а где даже и при лучине, сидят мужики и бабы, шьют, прядут, плетут, точат и режут, вяжут оренбургские платки, полируют уральские камни и т. п.
Пришлось говорить на всякие темы — отвечать на вопросы о религиозных видоизменениях, о школе, о выборном праве, о разрушении общинного права, для чего приходилось, отстояв в павильоне с девяти с половиной до шести — шести с половиной часов вечера, вернувшись домой, учиться, читать, собирать материалы, расспрашивать приехавших только что из России Коробочкина и Бекзадяна — словом, работать изо всех сил, чтобы не осрамиться.
Думала отдохнуть немного от Берлина, а вышло, что устала еще больше, тем более что павильон наш только что достроили, сыро, со стен и с потолков течет, без отопления. Конечно, все сильно распростудились.
В моем зале был маленький уголок с книгами — для рекламы, большая выставка была в другом месте. Огромный интерес к ним и изумление при виде роскошных новых изданий! Иногда даже до смешного. А две книжки даже украли — фарфоровый завод, маленькое издание, и Митрохина. Это особенно типично, так как все вещи наши, где было много кусков кружев, вышивок и т. п. женской мелочи — а женщин толклось видимо-невидимо вокруг них, — ничего не пропало.
Народ в Вене куда приятнее, общительнее, сказала бы — культурнее, вкус выше. Масса перебывало публики очень демократической, приходили целыми группами рабочие, эти интересовались всем горячее и глубже всего.
Вернулась в Берлин рано утром, узнала, что П. П. уехал в Прагу, и сейчас же вызвали меня в Представительство, потому что приехали уполномоченные Севзапкино и привезли картину «Дворец и крепость»2, которая «все американские боевики за пояс заткнет».
Посмотрела я эту штуку, и глубокое уныние овладело мной. Изумительные декорации: настоящий Зимний дворец, Петергофский парк, Детское Село, настоящая Нева, Петропавловская крепость, Алексеевский равелин, казематы, Александр II — одет в подлинный сюртук и все прочее, сидит за подлинным столом, чуть не в подлинный носовой платок сморкается; Александр III тоже; Надежда Комаровская одета в подлинное платье императрицы Марии Александровны; хорошие гримы, особенно Шувалов, Муравьев, Игнатьев, Александр III, и только один хороший актер, фамилии не знаю, играющий Нечаева3.
Режиссер — Ивановский […] — не использовал материала, растянул никому не интересную личную драму Бейдемана, все какие-то кусочки, неинтересно, калейдоскопически быстро сменяющие один другой, в манере 1911–1912 годов. А главное — на всем безнадежная печать бесталанности! Люди же, привезшие эту картину в Европу, оценивают ее в 500 000!! Воображают, что ничего выше этого еще создано не было.
Как помочь? Как разубедить? Как научить этих людей? А если ждать, пока они сами научатся, набив себе шишки на медных лбах, так ведь от этого сколько ущерба, какая ненужная, жестокая трата времени…
Будь здоров.
М. Ф.
16/II 924
Андреева принимала участие в венской выставке как заведующая художественно-промышленным отделом Советского торгпредства в Берлине. Один из документов, написанных ее рукой, показывает, что могло экспонироваться на выставке:
«Художественно-промышленному отделу приходится оперировать чрезвычайно трудным и многообразным товаром, имеющим свыше 6000 номеров номенклатуры и обнимающим: ковры русские, украинские и восточные; вышивки, строчку и тканье льняное; кружево; изделия из карельской березы и других ценных пород дерева; игрушки; чугунное художественное литье; изделия из драгоценных и полудрагоценных камней и те же камни в шлифованном, граненом и сыром виде; фарфоровые изделия; антиквария» (Архив МВТ, ф. торгпредства СССР в Германии, оп. 2826, ед. хр. 99).
- … привезли картину «Дворец и крепость»… — Историческая кинодрама в десяти частях с прологом и эпилогом по сценарию П. Щеголева и О. Форш вышла на экран в 1924 г. Фильм был закуплен для Германии фирмой «Беролина-фильм» («Кино-неделя», 9 сентября, 1924 г.). ↩
- … один хороший актер, фамилии не знаю, играющий Нечаева, — С. Ф. Шишко. (См. отзыв в «Красной газете», 22 января 1924 г.). ↩