Не могла тебе сказать при всех,1 что Пунин и его присные футуристы — Школьник, Жевержеев и К — повели против меня отчаянную борьбу2. Орудием они выбрали Профессиональный союз искусств и председателя его Лебедева.
Вчера у меня были две стычки, очень яростные. Пока верх одерживаю я, но положение очень строгое, так как и Анцелович и Циперович (последний особенно меня терпеть не может) будут против меня.
Не забудь еще Лилиной [З. М.], которая будет делать мне гадости, воображая, что она этим досадит тебе, а тут еще я по чести и совести обязана была протестовать против ее детского театра и секции эстетического воспитания по ее рецепту.
На дыбы против меня встал умирающий Пролеткульт, который усердно поддерживает клубная партийная секция.
Меня обвиняют в непонимании пролетарской психологии, оторванности от масс, с одной стороны, и в том, что я «упустила» такую «огромную художественную силу», как Лапицкий, уничтожив «музыкальную драму».
Профессиональный союз протестует против моего назначения, так как их кандидатами были Перазич и Блох.
Вот с чем приходится бороться и в каких условиях работать.
Это надо, чтобы не погибло еще больше ценного, но это очень трудно, а подчас и очень мучительно, поверь мне. А тут еще Ф. И. Шаляпин, подзуживаемый Купером, Экскузовичем, Якобсоном и Исаем, нет–нет да и помешает, почему-то доверяя их преданности делам Мариинского театра, который единственно ему лично интересен.
Сегодня он, между прочим, собирался быть у тебя. […]
Мария
- … Пунин и его присные футуристы… повели против меня отчаянную борьбу. — Выступления футуристов против Андреевой приняли особо острый характер в связи с выдвижением ее кандидатуры на пост заведующей Художественным подотделом, который руководил всеми художественными организациями Петрограда, включая изобразительное искусство. Упоминаемый ею Пунин писал в «Искусстве коммуны»: «Взорвать, разрушить, стереть с лица земли старые художественные формы — как не мечтать об этом новому художнику, пролетарскому художнику, новому человеку» (1918, № 1). О том, как боролась Андреева против футуристов, см. здесь воспоминания Е. М. Кузнецова. ↩
- Датируется по характеристике обстановки, в которой происходило назначение Андреевой на пост заведующей Художественным подотделом Петроградского отдела народного образования. ↩