Два года непрерывного горения, борьбы, славных побед и тяжелых потерь.1
Великая революция сломала большую часть старых форм жизни, поставила вверх ногами все старые навыки, сметает и отбрасывает все, что мешает ей на пути к победе.
В дни, насыщенные великими переживаниями народа, в годы бури и грозы искусство и как отрасль его, наиболее доступную широким массам, театр нередко обвиняют в том, что он не отвечает переживаемому моменту, духу времени, что он слишком устойчиво сохраняет старую свою форму.
Перед людьми, работающими в области театра, встала задача: либо вовсе прекратить временно существование театра, отбросив все старое как ненужное, ждать нарождения творцов нового пролетарского искусства, либо, использовав весь опыт старого театра в лучших проявлениях его, сделать его доступным и понятным широким массам, жаждущим приобщения своего ко всему богатству культуры.
Руководители театра стали на этот второй путь, предоставив в то же время всякому новому начинанию пролетарского искусства самые широкие возможности.
За эти два года Советской республики создалась крупнейшая организация Пролеткульта и огромное количество по самым захолустным местам рабоче-крестьянских театров-студий.
Самое ответственное и важное в театре — это репертуар, и вот тут-то задача руководителей театрального дела всего труднее.
Нельзя выдумать язык, нельзя искусственно создать его по щучьему веленью, по моему хотенью, — творит его народ, строится он по строгим, неуклонным законам, и видимый творец его — поэт, мастер слова — является только высшей точкой пирамиды, собравшей воедино весь комплекс опыта бесчисленных песчинок, составляющих тело ее, он только фокус, в котором собрались все лучи.
Так же точно творится и искусство, выдумать его, как бы страстно ни было желание это сделать — нельзя, а творцы новой жизни горят в великой борьбе, заняты строительством и укреплением новых материальных форм жизни, и, пока это так, надо использовать все прекрасное и сильное, что овеяно духом истинной поэзии и таланта, отбрасывая в сторону отмирающее, то, что раскрашивало во все цвета радуги житейскую пошлость. Наши старые государственные академические театры делают в этом отношении все возможное, сильно изменяя свой прежний лик. Насколько они стали доступны широким массам, красноречивее всего скажут цифры: за зиму 1918/19 г. в государственных театрах даны были 126 школьных спектаклей, 75 спектаклей для профессиональных союзов и 33 для Красной Армии. За летний сезон, играя в коммунальных летних театрах и садах, труппы Мариинского театра — оперы и балета — дали 67 спектаклей, Александринский театр — 80 и 17 спектаклей для красноармейцев. Мариинский театр дал для Красной Армии за летний сезон 16 представлений.
Новые коммунальные театры, созданные вновь или реорганизованные из старых муниципальных театров, Народных домов, бывшего Общества попечения о народной трезвости, дали за зиму 1918/19 г. таких доступных спектаклей: школьных 75, для профессиональных союзов 35, для Красной Армии 100 и по распоряжению Петроградского Совета рабочих и красноармейских депутатов — 108 спектаклей.
За летний сезон дано было всего 416 спектаклей и 59 для Красной Армии, причем общая посещаемость за летний сезон выразилась цифрой 712 672 человека за короткие два месяца.
На фронте коммунальные и государственные театры дали 153 представления, играли пьесы классического репертуара, где это позволял театр, как в Пскове, Новгороде, Кронштадте, Шлиссельбурге, или менее сложные вещи, как «Гибель “Надежды”», «Зеленый попугай», «Зарождение марсельезы»; давали концерты и сокращенные оперные спектакли.
Частные театры за истекшие годы мало подверглись изменению, если не считать того крупного факта, что постепенно частная антреприза перешла в руки колллективных трудовых групп, а декретом от 28 августа все театральное имущество, здания и реквизит объявлены национальной собственностью.
Позволяю себе бегло коснуться только нашей театральной практики, совершенно оставляя в стороне огромную, интересную, почти не тронутую еще районную театральную жизнь, деятельность театральных секций агит- и культпросветов. Одно перечисление всех этих начинаний заняло бы слишком много места. Несмотря на все промахи и недостатки, на все несовершенство достижений, можно смело сказать: немало сделано все-таки за это время в смысле приближения театра к народным массам.
Пусть же придет, победив все преграды на многотрудном и славном пути своем, новый творец, поэт и художник, пусть придет он, светлый, могучий и радостный, принять весь опыт прошлого, создавать новое великое искусство!
М. Андреева
4 XI 1919 г.
- Статья публикуется по юбилейному номеру «Красной газеты» от 7 ноября 1919 г. Написана в дни обороны Петрограда от контрреволюционных войск Юденича. О том, как нужен был театр и в то трудное время, видно из информации Андреевой, дайной ею в «Красной газете»: «Мне приказано открыть театры, как только у белых будет взята Гатчина» («Красная газета», 1 ноября 1919 г.). После взятия Гатчины в этой же газете было напечатано интервью Андреевой: «Театры откроются 7 ноября, в день второй годовщины Октябрьской революции, и откроются не только на три дня праздников, а будут беспрерывно функционировать» («Красная газета», 4 ноября 1919 г.). Тогда же. 4 ноября, ею была написана данная статья. ↩