Всем, кто хоть немного интересовался театром, отлично известно, что более, чем всякое другое предприятие, зависит от спаянности в работе, от навыка работать — наше театральное дело.1
Если из Мариинского театра оперы и балета, из Большого драматического театра взять хотя бы часть рабочих и артистов, несущих наиболее ответственную работу, взять ответственных актеров из Малого драматического театра, певцов и оркестрантов и рабочих из Большого оперного театра, рабочих и лучших артистов Александринского, Михайловского и Кронверкского драматического театров — это будет грозить полным уничтожением театров на долгое время, может быть даже на годы.
До сих пор все эти театры были забронированы с разрешения Комитета Обороны и отдавали своих работников планомерно, сохраняя предприятие при всех мобилизациях.
Глубоко сознавая, как сейчас нужна оборона и защита чисто военная, я все-таки позволяю себе просить о сохранении вышепоименованных театров, предприятий высоко культурной ценности, и хотя бы сокращенного Отдела управления ими.
Кроме того, призыв к военной службе этих людей, по глубокому моему убеждению, принесет армии неизмеримо меньше пользы, чем их служба на своем поприще.
К этому моему мнению всецело присоединяется Профессиональный союз работников искусств, вполне поддерживая мое ходатайство перед Комитетом Обороны.
Прошу также о разрешении мне под строжайшую личную мою ответственность давать свидетельства об освобождении от окопных работ тем артистам и работникам, коим это грозит потерею работоспособности. Таковых по всем театрам будет не свыше 200 человек.
Заведующая Петроградским Театральным отделом
М. Андреева
Публикуется по подлиннику, хранящемуся в АОРЛ, ф. 2551, оп. 1, ед. хр. 2953.
Руководимый Андреевой Отдел театров и зрелищ проводил большую работу по обслуживанию фронта. Направляя аналогичное ходатайство о музыкальных кадрах и их использовании по специальности, Андреева писала:
«Прошу освободить от призыва учеников консерватории, так как они, будучи призванными, несомненно были бы использованы в качестве солистов оркестрантов, а не солдат. Мы же, Отдел театров и зрелищ, обслуживаем фронт военными оркестрами по соглашению с Губвоенкомом» (АОРЛ, ф. 2551, оп. 1, ед. хр. 2249).
В период гражданской войны Отдел театров и зрелищ обслуживал не только петроградские части Красной Армии, но и другие фронты. Еще в конце 1918 г. Военный Совет 3–й армии Восточного фронта обратился к наркому по просвещению А. В. Луначарскому со следующим письмом:
«Политический отдел 3 армии выражает свою глубокую признательность красному Питеру и товарищам Луначарскому и комиссару Северной коммуны М. Ф. Андреевой за заботы о солдатах революции, борющихся с белогвардейцами на хребтах седого Урала. Петроградская концертная труппа явилась лучшим праздничным подарком нашим бойцам. Концерты всюду прошли с громадным успехом. Всюду труппа встречала восторженный прием, показывающий, что красноармейцы умеют ценить искусство. Политотдел отмечает, что труппа петроградцев была первой труппой, доставившей красным солдатам не только развлечение, но и высокохудожественное удовольствие» («Северная коммуна», 14 декабря 1918 г.).