Дорогой друг мой, Иван Павлович!1
Вчера выиграла сражение2: имела очень большой, говорят, успех в огромной трудной роли. Сегодня все большие газеты выпустили лестные рецензии. Сама собой я не довольна: играла больная, с повышенной температурой, с бронхитом, голос охрип, так как, репетируя и играя ежеденно, с утра до вечера, утомила связки и они немного разошлись. Дай бог, чтобы не образовалось узелка, а то — прощай голос!
Вчерашний успех доказал, что еще года два–три могу побыть на молодых ролях и, значит, заработать.
Сегодня уже у меня было несколько человек с предложениями ехать после сезона в турне по Сибири, с большим окладом и оплатой издержек. Пока, конечно, никому не обещаю.
Милый Иван Павлович, напишите мне, пожалуйста, ей-богу, у меня душа изболела. А мне жить все-таки очень трудно, приходится снова завоевывать себе положение, бороться, работать как лошадь, кругом кипит болото зависти, интриг, сплетен, что ж — ничего не поделаешь. Конечно, утешительно сознание: наша борет, но борьбы еще впереди много. Есть и еще одно неприятное: дела идут хорошо, заработаем мы, должно быть, не только полным рублем, но, может быть, даже и с небольшой надбавкой, но до 20 октября нам денег выдавать не будут, вот и живи как знаешь и можешь. Мне же еще приходится многим вновь обзаводиться из театрального имущества, да и живу я для себя дорого, один номер с едой обходится рублей 400. Конечно, не жди я наездов Алексея Максимовича, я поселилась бы много дешевле и скромнее. Денег у меня ни гроша, конечно. Тратить, особенно вначале, приходится много очень. Если Вы можете прислать мне 1500, даже 2000 р., если только это возможно, это избавит меня от ростовщиков, к которым иначе придется обратиться, и чем скорее, тем лучше. С 20 октября я начну выплачивать свои долги. Немцы сюда все-таки вряд ли придут, а если даже и придут, то мы поедем в Сибирь, на Волгу, куда-нибудь, но играть будем. А то я, в долг сшив себе все, что необходимо для ролей, хожу в осеннем легком пальто, в летней шляпе и т. п. Это смешно, но это факт. Не на что купить. В долг теперь шьют и делают все очень неохотно и ненадолго, так как портнихам из магазинов тоже не отпускают в долг. Словом, беда! Пишу Вам потому, что ведь обо мне, кроме Вас, никто не позаботится, никому и в голову не придет спросить: а как, мол, матушка, все ли у тебя благополучно? Иногда это грустно. Очень прошу, ответьте мне немедленно, лучше даже телеграфируйте: могу ли я получить от Вас и когда? Ночей не сплю, все думаю — как быть? А не сделать всего, что надо, значит проиграть и не встать снова на свое утерянное было место.
Напишите мне о себе, об Е. Ив., о Наташе. Напишите о делах издательства. Дал ли старик денег?3 Напишите, как Ваше здоровье. Меня очень беспокоит, что за последнее время у Вас хуже вид, и мне почему-то кажется, что дело в почках. По шли бы Вы к доктору, право, и сделали бы все нужные анализы.
Вон как плохо, что я сердце себе запустила — иногда хоть помирай. И тиокол ем по предписанию И. И–ча [Манухина], хотя, в сущности, чувствую себя я хорошо. Но устала. Очень устала. А впереди еще столько работы — ух!!
Обнимаю Вас, целую Ек. Ив. и Наташу. Когда приеду — привезу ей большую бабу, очень хорошую. […]
Ваша М. Ф.
- Дата письма установлена по премьере спектакля «Маленькая женщина» — 16 сентября 1915 года. ↩
Вчера выиграла сражение… — Имеется в виду выступление в роли Марит в пьесе «Маленькая женщина» О. Миртова в театре Незлобива, где Андреева играла два сезона (1915/16 и 1916/17 гг.). Ю. Соболев в рецензии на спектакль («Рампа и жизнь», 1915, № 38) дал высокую оценку исполнению Андреевой. Он хвалил мастерство актрисы и умение нарисовать яркими простыми чертами женственный трогательный образ.
Успешное возвращение Андреевой на московскую сцену получило широкий резонанс в театральной среде. Так, администратор гастролей известных артистов братьев Адельгейм писал ей тогда:
«Многоуважаемая Мария Федоровна! А. Г. Талдыкиным на 5–ю и 6–ю недели В. поста с/г снят театр Корша в Москве. Им на гастроли приглашены братья Адельгейм. По поручению А. Г. Талдыкина и по просьбе братьев Адельгейм обращаюсь к Вам с предложением, не согласитесь ли Вы выступить в Москве во время этих гастролей? Сообщаю Вам репертуар: “Отелло”, “Уриэль Акоста”, “Казнь”, “Кин”, “Трильби”, “Кручина”, “Разбойники”, “Мадам Сан-Жен”. Если Вам угодно будет сыграть одну или несколько ролей из этого репертуара по Вашему выбору, то благоволите ответить. Афиша и рекламы будут писаться так: “Гастроли Роберта и Рафаила Адельгейм при участии Марии Федоровны Андреевой…”» (Архив А. М. Горького).
↩- Дал ли старик денег?.. — Подразумевается издатель И. Д. Сытин. ↩