Дорогая Мария Федоровна!1
Ваше маленькое поручение передал Константину Сергеевичу, он очень благодарен, просил кланяться и сказал, что сам хочет написать Вам.
Иван Михайлович благодарит за привет и кланяется. У нас открытие 27 октября. Идет «Горе от ума». Новых исполнителей мало: Подгорный — Молчалин, Жданова — Наталья Дмитриевна и Берсенев — Загорецкий в очередь с Москвиным.
В постановке многое изменили, старика играют теперь гораздо лучше, глубже, благороднее.
Как прошел «Маскарад»? Что Вы еще успели сыграть за это время?2 Вчера наши смотрели новую пьесу Леонида Андреева: «Король, закон и свобода». Говорят, что ужасная пьеса, грубая, ненужная, фальшивая. В театре работаю очень много, Владимир Иванович поручил мне вести репетиции «Осенних скрипок», а сам будет приходить проверять. Это первая ответственная работа, которую мне поручили. Главные роли у Ольги Леонардовны и у Вишневского.
Решили у нас ставить Пушкинский спектакль: «Моцарт и Сальери», «Каменный гость» и «Пир во время чумы». Я счастлив, но беспокоит одна мысль — что Пушкина будут репетировать во время «Осенних скрипок».
Кроме театра у меня бездна уроков в школе, в студии, на дому.
В системе Константина Сергеевича есть маленькие новости, очень интересные, очень хочется рассказать, только в письме передать невозможно. Когда увижу Вас в Москве, подробно расскажу.
Нейволе вспоминаю очень часто, хочется написать Алексею Максимовичу, жаль, что пока нет серьезных поводов для письма. […]
Дорогая Мария Федоровна, как бы мне хотелось, чтоб Вы в будущем году жили в Москве3. Какие у Вас известия от ваших, все ли благополучно? На днях привезли в Москву раненого Ник. Ал. Маныкина-Навструева. Помните Нила Владимировича Коробанова? Он в плену у немцев; был, очевидно, в самсоновском деле4.
Наши все живут исключительно войной. Даже Станиславский! Не спит по ночам, думает, читает все телеграммы и спрашивает все нашего «главнокомандующего»:
— Владимир Иванович, а как Вы ночью насчет Турции думали?
А «главнокомандующий» поражает нас своей гениальностью: во всем разбирается изумительно и ужасно сердится на скептиков.
Москвин чудесен, необычен и поражает меткими замечаниями и страстностью в суждениях. Генерал Стахович играет Репетилова весьма недурно.
До свидания, дорогая Мария Федоровна. Целую Вашу руку.
Ваш Вахтанг Мчеделов.
P. S. Низко кланяюсь Алексею Максимовичу.
- Датируется по началу сезона в Художественном театре. ↩
- Как прошел «Маскарад»? Что Вы еще успели сыграть… — Премьера спектакля «Маскарад», посвященного столетию со дня рождения М. Ю. Лермонтова, состоялась в театре «Соловцов» 3 октября 1914 г. Киевская пресса высоко оценила игру Андреевой в роли Нины Арбениной («Киевская мысль», 5 октября 1914 г.). До этого она выступала в роли Анны Демуриной в пьесе «Цена жизни» Вл. И. Немировича-Данченко и, как сообщала газета, завоевала симпатии зрительного зала глубиной исполнения, психологической правдой образа («Киевская мысль», 5 сентября 1914 г.). Интересен и отзыв рецензента газеты «Киев» (7 сентября 1914 г.) об исполнении ею еще одной роли, в которой актрисе удалось «вопреки воле автора пьесы, дать все-таки цельный и живой образ Киры Константиновны — героини “Огненного кольца” [С. Полякова]. Так проникать в изображаемое, так заражаться чувствами действующего лица и заражать ими зрителя способны только истинные таланты. И вот почему г–жа Андреева несомненно крупное приобретение для театра Синельникова». ↩
- … как бы мне хотелось, чтоб Вы в будущем году жили в Москве. — Вместе с другими артистами МХТ Мчеделов принимал моры к возвращению Андреевой на московскую сцену. «Вы недовольны сезоном, — писал он позднее, — это понятно, но зато Вы победили страх. В Москве Вам будет легче работать. Поскорее бы уладилось дело с Незлобивым… В Москве можно за сезон играть две роли — этого будет вполне достаточно. Две роли можно заранее выбрать и подготовить очень хорошо. И будут ходить смотреть Вас. Незлобии это понимает» (письмо от 25 декабря 1914 г.). ↩
- … был, очевидно, в самсоновском деле — то есть участвовал в период первой мировой войны в составе армии генерала Самсонова в восточно-прусском наступлении, начавшемся 19 августа и окончившемся поражением в конце августа и начало сентября 1914 г. ↩