Многоуважаемый Осип Исидорович!
Спасибо Вам за письмо и ласковые слова по адресу Алексея Максимовича. Он уехал с Капри на полтора-два месяца; побывает в Калабрии, где строится школа имени де Амичиса на средства, собранные среди русских для помощи пострадавшим от землетрясения 1908 года, затем проедет на север Италии и вернется домой не ранее ноября.
Из Ваших слов о режиссуре, об игре «Чудаков» невольно заключаю, что пьеса идет вяло1, а успех она может иметь только в том случае, если ее будут очень хорошо и с увлечением ставить и играть.
К сожалению, не могу исполнить Вашего желания: сейчас же послать Вам пьесу «Васса Железнова», так как вошли в переговоры с коммерческим отделением при [журнале] «Театр и искусство» — с г–ном Кугелем2. Они были любезны предложить свои услуги, а для меня лично гораздо приятнее и удобнее иметь дело с одним учреждением, чем с каждым театральным предприятием порознь. […]
Была бы очень благодарна Вам, если бы Вы продлили Вашу переписку со мною и время от времени вспомнили написать мне о том, что деется у Вас в Петербурге. Когда идет Ваша пьеса? Может быть, Вы пожелали бы доставить мне удовольствие, прислав ее, я — театральный человек, и таким остаюсь, несмотря на все горы препятствий, отрезавшие меня от моего любимого дела.
Желаю Вам всего доброго.
Мария Андреева
4/Х 910
- Из Ваших слов… об игре «Чудаков» невольно заключаю, что пьеса идет вяло… — Премьера спектакля «Чудаки» состоялась в Новом драматическом театре в Петербурге 24 сентября 1910 г. Исполнители и режиссура, как и опасалась Андреева, не поняли смысла пьесы и не сумели ее хорошо поставить. По отзыву газеты «Русское слово» от 25 сентября 1910 г., «роль писателя [Мастакова] была исполнена в стиле водевильного любовника-простака». ↩
- … вошли в переговоры… с г–ном Кугелем. — Речь идет о согласии журнала «Театр и искусство» взять на себя выпуск литографированного издания пьесы «Васса Железнова». 7 (20) октября 1910 г. это издание поступило в цензуру («Летопись жизни и творчества А. М. Горького», т. 2, стр. 152). ↩