Наследие > 1906-1912 >

31. Из письма Л. Б. Красина А. М. Горькому и М. Ф. Андреевой. (Октябрь (до 24–го) 1908, Женева)

1 Между прочим, оказывается, что паи Морозова стоят не 1/2 тысячи, а свыше 5, и, следовательно, передаваемая нам Елизаветой Павловной часть наследства составляет 1 1/2 миллиона. Вопрос о выдаче ее замуж получает сейчас особую важность и остроту. Штуки Каниса неизвестно во что выльются дальше2. Поэтому необходимо спешить реализовать ее долю наследства, а это можно сделать только путем замужества, назначения мужа опекуном и выдачи им доверенности тому же Малянтовичу. Было бы прямым преступлением потерять для партии такое исключительное по своим размерам состояние только из-за того, что мы не смогли найти жениха.

Надо вызвать немедля Николая Евгеньевича [Буренина]. Он писал, что у него есть какой-то будто бы необыкновенно подходящий для этого дела приятель, живущий сейчас в Мюнхене3. Надо, чтобы Николай Евгеньевич заехал в Мюнхен переговорить с этим товарищем и затем ехал в Женеву для совместных переговоров со всеми нами. Если же эта комбинация не удастся, тогда нет иного выхода, придется убеждать самого Николая Евгеньевича жениться. Дело слишком важно, приходится всякую сентиментальность отбросить в сторону и прямо уговаривать Н. Е., так как мы не имеем другого кандидата. Важно, чтобы и вы и Мария Федоровна прониклись этими доводами, так как без вашего содействия я не уверен, чтобы нам удалось уговорить Г. Ф. [Буренина].


  1. Печатается по тексту книги Н. Е. Буренина «Люди большевистского подполья», М., 1958, стр. 73. Датируется по сопоставлению с датой свадьбы Елизаветы Павловны Шмит.

    В письме идет речь о трудностях, связанных с получением наследства Н. П. Шмита, завещанного им партии большевиков. Шмит — студент, владелец мебельной фабрики, оказывал содействие большевистской партии, был арестован во время Декабрьского вооруженного восстания за участие в нем и в 1907 г. убит в тюрьме. До этого, во время свидания с сестрой Елизаветой Павловной, он просил передать все свое состояние (паи в фирме Морозовых) большевистской партии.

  2. Штуки Каниса неизвестно во что выльются… — Речь идет о муже одной из сестер Шмита — Н. Андриканисе, который, как известно из сообщений заграничной агентуры департамента полиции, возражал против передачи всего наследства большевикам (ЦГИАМ, ф. ДП, ОО, д. 5, т. 1, 1907 г.).
  3. … приятель, живущий сейчас в Мюнхене — Вальтер Иванович Шёберг, оппозиционно настроенный финн, помогавший революционерам. В действительности Елизавета Павловна Шмит вступила в фиктивный брак с членом боевой технической группы ЦК РСДРП — Александром Михайловичем Игнатьевым в Париже 11 (24) октября 1908 г.

    Н. Б. Буренин в названной выше книге пишет: «Вначале кандидатом в “женихи” намечали меня. […] В конце концов по моему предложению остановились на Александре Михайловиче, который после некоторых колебаний согласился стать “женихом” и выехал в Женеву для выполнения задуманного…» (стр. 72, 73).

Письмо от

Автор:

Адресаты: М. ГорькийАндреева М. Ф.


Поделиться статьёй с друзьями:

Для сообщения об ошибке, выделите ее и жмите Ctrl+Enter
Система Orphus